Роторные двигатели получили другую конструкцию по сравнению с простыми моторами, они привлекают к себе внимание автомобилестроительных концернов, начиная с самого начала прошлого столетия, так как выдаваемая ими мощность существенно превышает показатели обычных поршневых ДВС. Но удивлять должно не это, а именно то, что такая великолепная разработка еще не оказалась под капотами всех машин. При попытке разобраться в подобном недоразумении, необходимо тщательно изучить достаточно сложную и запутанную историю этого отличного двигателя.
Придуман роторный двигатель был в 1919 году, его создателем является Феликс Венкель, но только в 1924 году он был воплощен в эскизах и получил необходимые технические проработки. Случилось это когда изобретатель, окончив школу начал работать в издательстве, выпускающем техническую литературу. В 1927 году чертежи необычного автомобиля с вращающимися поршнями были закончены. После оформления патентов Венкель продолжил дорабатывать мотор, со временем он переехал в Линдау, там открылась его новая лаборатория. После этого он свернул работу до 1946 года. Война закончилась, пришло мирное время, но так как лабораторию в Линдау похитили французы, Венкелю во многом пришлось начинать с самого начала. В 1951 году Венкель знакомится с Вальтером Фройде, он конструировал гоночные мотоциклы. Они работали вместе и доказали руководству фирмы, в которой оба работали насколько перспективным является роторный двигатель в результате в 1957 году был выпущен первый опытный образец роторного мотора DKM-54. В самом начале этот двигатель работал на метаноле, но затем был переведен на бензин.
Смысл работы роторного двигателя Венкеля заключается во вращении ротора вокруг неподвижного вала вместе с камерой сгорания, это позволяет избежать вибраций, а Вальтер решил, что камеру сгорания необходимо зафиксировать, тогда ротор будет приводить в движение привод вала. Реализовали они новую концепцию в моторе ККМ. Сначала Венкелю не понравилась такая идея, но он с ней согласился, ведь старый опытный образец было крайне трудно обслуживать, только для одной замены свечей было необходимо разбирать двигатель. Самый первый образец ККМ был выпущен в 1958 году. После того как свечи зажигания в роторном моторе были перенесены на его корпус схема таких моторов, которые еще называют «венкелями», не меняется. В данных силовых агрегатах роль поршня выполняет ротор, а статор, выполненный в виде эпитрохоиды, является цилиндром. Во время движения уплотнений ротора на поверхности статора образовываются камеры, именно в них и сгорает топливо. Благодаря сочетанию форм ротора и статора достигается четыре такта работы мотора: впуск топлива, его сжатие, рабочий ход и выпуск.