Как правильно выбрать смазочные материалы и смазать ими направляющие и тормозные суппорта при замене тормозных колодок?
20, Март 2014
Наверное, всем автовладельцам хорошо известно, что суппорт дисковых тормозных механизмов современных машин является достаточно ответственным и сложным узлом, его производят из высокотехнологичных материалов и именно от него в процессе езды зависит безопасность и даже жизнь людей.
Дисковым тормозным механизмам приходится работать в очень сложных условиях при повышенных температурах. В паре трения колодка – диск температура может достигать 500-600°С, что же касается поверхностей других элементов суппорта, то благодаря оперативному отводу тепла и его рассеиванию там температура составляет до 150°С и выше. Надо сказать, что в настоящей дорожной обстановке будет сложно достичь таких температур, но при агрессивном стиле передвижения горными серпантинами это вполне возможно. Помимо этого детали суппорта постоянно подвергаются воздействию солей и воды с дороги и регулярному воздействию тормозной жидкости. Данные условия работы суппортов можно назвать сверхтяжелыми, поэтому они нуждаются в использовании специальных смазок, которые были рассчитаны на экстремальные условия езды. Распространенные обычные смазки в сложных условиях работы сначала коксуются, затем вымываются водой, растворяясь в тормозной жидкости, и довольно часто негативно влияют на пластмассовые и эластомерные элементы суппорта, что иногда приводит к отказам тормозной системы в процессе езды.
Учитывая экстремальные условия эксплуатации транспортных средств можно выделить основные требования, предъявляемые к смазке суппортов дисковых тормозов:
1. Рабочая температура смазки должна быть до +180°С и выше, то есть смазка в обязательном порядке должна быть высокотемпературной;
2. Очень желательно чтобы смазка не вытекала из узла и не плавилась при воздействии высоких температур, то есть желательно чтобы она не обладала температурой каплепадения;
3. Смазка не должна растворяться в тормозной жидкости и воде, то есть она обязана быть химически стойкой и водостойкой.
4. Смазка в любом случае должна быть совместимой со всеми эластомерными уплотнителями суппорта и пластмассовыми деталями, особенно это касается каучука на основе пропилена, сополимера этилена и диенового мономера - EPDM, а также этиленпропиленового сополимера – EPT, которые, как правило, используются в суппортах дисковых тормозных механизмов.
Ради справедливости стоит сказать, что специальные смазочные материалы не изготавливаются всеми основными общеизвестными производителями смазок и масел, но если они и присутствуют в их ассортименте, то обязательно выпускаются специализирующимися на этом производителями смазочных материалов, только уже под торговыми марками основных производителей. Довольно распространенным является также и вариант создания смазок для суппортов под теми торговыми марками, которые занимаются производством машин и тормозных систем. Что касается основных производителей специальных смазок, то за рубежом это производители различных автокомпонентов и поставщики автосборочных заводов, они представлены такими компаниями как: Husk-ITT Corp, в состав которой входит и компания Specialty Lubricants Corporation, их продукция на рынке представлена под торговыми марками Slipkote, Huskey; Kluber Lubricarion Munchen KG реализует продукцию под маркой Kluber; Dow Corning Corp. представляет свой товар под торговой маркой Molykote.
Итак, переходим непосредственно к самим смазкам. Все специальные смазочные материалы, предназначенные для суппортов дисковых тормозных механизмов по их использованию на элементах суппорта условно можно поделить на три разные группы:
Первая группа – это противозадирные высокотемпературные пасты или Anti-Seize компаунды. Их обычно используют на скобах, противоскрипных пластинах и на обратной металлической поверхности тормозных колодок.
Вторая группа – смазки, предназначенные для остальных деталей суппорта, а если точнее, то для болтов, кромок поршней, втулок, штифтов и эластомерных сальников. Довольно часто в инструкциях по эксплуатации машин эти смазки обозначаются как rubber grease. Надо сразу сказать, что для пластмассы и резины обычные силиконовые смазки не подходят по указанным выше причинам.
Третья группа представлена универсальными смазками для суппортов, которые подходят абсолютно ко всем движущимся элементам суппорта, а также для эластомерных и пластмассовых деталей.
Первая группа смазок в свою очередь классифицируется по составу наполнителей (добавок): медные с добавлением порошков графита и меди; комплексные с добавлением порошков графита, алюминия и меди; с неметаллическими наполнителями (керамика, силикат магния); с добавками дисульфид молибдена.
Ну а теперь вкратце попробуем рассмотреть технические и эксплуатационные свойства всех тех смазочных материалов, которые продаются на рынке и предназначаются для суппортов дисковых тормозов. Сначала следует отметить, что приведенный обзор не претендует на полное исследование, в нем лишь представлены те материалы, которые являются доступными для автосервисов и автовладельцев.
Первая группа на рынке представлена такой продукцией зарубежного производства как:
Комплексные пасты: Loctite 8060/8151; Anti-Seize Compound; Lubricating Paste Huskey 2000; Wurth AL 1100.
Пасты с дисульфид молибденом: Anti-Seize Compound & Assembly Lubricant; Huskey Moly Paste; Loctite 8154/8155.
Медные пасты: Molykote Cu-7439 Plus Paste; Huskey Copper Anti-Seize, Permatex Copper Anti-Seize; Motip Koperspray; Wurth SU 800; Pingo Kupfer Paste; Mannol Kupfer Paste; Valvoline Cooper Spray, Marly Cooper Compound; Loctite C5 A; Liqui Moly Kupfer.
Пасты без металлов: Textar Cera Tec; Anti quietsch Paste; Huskey 400 Anti-Seize; Liqui Moly Bremsen.
Противозадирные пасты – это высокотемпературные смазки (могут выдерживать воздействие температур до +1400°С), созданные на минеральных, частично на синтетических маслах-основах с гомогенизированными элементами твердых смазок или/и металлов, частица которых может составлять до 25-30% от общей массовой доли, с синтетическими загустителями. Надо сказать, что при воздействии сверхвысоких температур в качестве смазки работают именно порошки с частицами металлов и твердых смазок. Противозадирные смазочные пасты представляют собой очень интересный класс специальной смазки. В транспортных средствах их принято использовать в суппортах дисковых тормозов и многих других узлах. Использование их в остальных деталях зависит конкретно от состава пасты, но это уже тема для другого разговора.
Вторая группа специальных смазок на нынешнем рынке представлена такими материалами: смазка на минеральном масле Loctite Teroson Plastilybe, в ней использован загуститель – глина или бентонит. Эта смазка имеет коричневый цвет, в ней отсутствует температура каплевыделения, а интервал температур составляет от -45°С до +180°С. На рынке можно встретить еще одну смазку Teroson Plastilybe, она является аналогична предыдущей и продается под торговой маркой Continental Taves AG & Co, которая считается одним из признанных лидеров по производству тормозных систем.
Третья группа специальных смазок на нашем рынке представлена такими продуктами как:
Slipkote 927 Caliper Grease; Slipkote220-R Silicone Caliber Grease; Slipkote 220-R Silicone Disc Noise Supperessor; Parmatex Ultra Caliber Lube; Molykote AS-880N Grease – все это полностью синтетические, силиконовые смазки. Они имеют белый прозрачный цвет, их интервал рабочей температуры может составлять от -46°С до +288°С, температура каплепадения отсутствует. Такие смазки принято использовать для смазывания суппортов легковых и грузовых транспортных средств, а также для автобусов.
Permatex Ultra Caliper Lube – это полностью синтетическая смазка, но в ее основе нет силиконового масла. Смазка имеет зеленый цвет, диапазон рабочей температуры составляет от -40°С до +204 °С, а температура каплепадения отсутствует.
Slipkote 927 Caliper Grease – эта смазка была создана синтетическом загустителе и синтетическом масле. В ней содержатся частицы графита, политетрафторэтилена и дисульфид молибдена. Смазка имеет серый цвет, может работать в температурном режиме от -30°С до +1100°С, температура каплепадения отсутствует.
Molykote AS-880N Grease – эта смазка была создана на силиконовом масле, в ней используется загуститель силикагель, в котором содержатся специальные твердые смазочные добавки. Смазка имеет черный цвет, ее рабочий интервал температур от -40°С до +204 °С, температура каплепадения составляет +260°С. Производится эта смазка в ведрах по 20 кг, а вот в рознице купить ее можно через автомагазины под маркой производителя машины, по предварительному заказу.
Что советуют использовать производители суппортов дисковых тормозных механизмов? Многие компании, которые на рынке занимают лидирующие позиции, советуют применять высокотемпературные силиконовые смазки, предназначенные для обслуживания суппортов. Сам собой напрашивается вывод, что наиболее оптимальным выбором для автовладельца могут быть специальные смазки третьей группы, ведь за счет их хорошим высокотемпературным свойствам, использовать их можно на обратных поверхностях колодок, скобах, болтах, поршнях, противоскрипных пластинах, втулках, штифтах, эластомерных сальниках, то есть на всех элементах суппорта дисковых тормозов, который нужно смазывать.
Как правильно смазать направляющие и тормозные суппорта при замене колодок? В самом начале следует проверить пылезащитный колпак, если вы обнаружите на нем любые повреждения, придется установить новый. Контактная поверхность на поршне тормозного цилиндра очищается, затем ее надо смазать небольшим слоем пасты, которая предотвратит визг элементов тормозной системы. Обязательно проследите, чтобы противопыльная манжета не касалась пасты, ведь под ее воздействием она может набухнуть.
Дальше очищаются контактные поверхности завершений корпуса суппорта/тормозных колодок, затем они смазываются пастой, которая предотвратит визг. Надо подчеркнуть, что на суппорте контактные поверхности смазываются вверху и внизу.
Очищается контактная поверхность на суппорте дискового тормоза и промазывается незначительным слоем пасты. Кронштейн суппорта в районе Т-образных направляющих хорошо очищается, после чего его надо смазывать тонким слоем пасты, которая предотвратит визг элементов тормозного механизма.