Генератор любого автомобиля можно считать своеобразным сердцем всей его электросистемы. Данный узел представляет собой электрический прибор, который способен преобразовывать в электрический ток механический крутящий момент от вала мотора. В нынешнее время автомобильная промышленность использует только генераторы переменного тока, в то время как электрическая часть любого транспортного средства способна работать лишь на постоянном токе с напряжением 12-14,5 В. После генератора используется специальная схема из диодных выпрямителей, она предназначена для преобразования переменного напряжения в постоянное. Очень важной частью любого генератора считается электронный регулятор напряжения, он отслеживает, чтобы на выходе из генератора напряжение было в допустимых пределах до 15 В, ведь иначе все электроприборы транспортного средства могут сгореть. Как мы уже видим, генератор очень сложное устройство, и без него не представляется возможной эксплуатация электрической части машины, а значит и самого автомобиля. Что касается ремонта, то это тоже очень сложный процесс, который требует и теоретических и практический знаний в электротехнике. Но все же, мы попытаемся рассмотреть здесь основные проблемы генераторов и способы ремонта.
1. Механические поломки генератора. К таким поломкам принято относить все неисправности, которые напрямую связаны с износом деталей генератора. Среди основных механических повреждений числится износ подшипников, плохой контакт ротора со щетками из-за чего в процессе работы стирается графит, обрыв приводного ремня. Устранить все механические поломки генератора можно путем замены нужных частей устройства.
2. Электрические поломки генератора. Чаще всего поломки генератора случаются именно в эго электрической части, и чтобы их отремонтировать придется подробно разобраться в принципе работы данного устройства. Каждый генератор состоит из электрических катушек, их две, при этом одна намотана на его роторе, в то время как другая закрепляется на статоре. Во время подачи незначительного напряжения, от аккумуляторной батареи на катушку ротора, возникает переменное магнитное поле, и оно наводит в статоре переменное электрическое поле. Надо отметить, что чем с большей частотой будет вращаться ротор, тем больший ток будет возникать на обмотке статора. Все выводы статора подключаются к регулятору напряжения через выпрямляющий диодный мост, именно это и позволяет обеспечить стабильность напряжения на выходе. Любые поломки в электрической части генератора напрямую связаны с его конструкцией. Попробуем рассмотреть основные неисправности генератора, а также определить способы их ремонта.
3. Отпаялось кольцо от выводов катушки статора. Все выводы катушек на генераторах обычно припаиваются к кольцам статора, но учитывая постоянные вибрации и тряску машины, эти выводы могут обрываться и тем самым нарушать электрическую цепь генератора. Чтобы восстановить работоспособность генератора придется обеспечить надежный контакт и тщательно пропаять выводы.
4. Обрыв проводов в электроцепях. Чтобы обнаружить обрыв проводов в катушках статора и ротора придется использовать омметр. Исправная катушка обязана иметь сопротивление 2-4 Ом и если во время проверки обнаружится большее сопротивление, это будет свидетельствовать о разрыве токопроводящего провода, ну а если напряжение наоборот меньше, значит, проблема кроется в «закорачивании» витков проводов, именно это не будет позволять работать генератору в рабочем режиме. Надо сказать, что оба случая нуждаются в перемотке статора или ротора, а сделать это возможно лишь при использовании специального оборудования.
5. Поломки регулятора напряжения. Не забывайте, что блок регулятора напряжения представляет собой очень сложное электрическое устройство и восстановить его работоспособность можно только заменой.
Некоторые части автомобильных генераторов автовладельцы могут ремонтировать самостоятельно, но прежде чем заняться таким ремонтом следует иметь хотя бы малейшее представление о принципе работы данного прибора и его устройстве.