Подавляющее большинство новых современных «автоматов» уже не нуждаются в периодической замене смазки, так как производители заливают в них такие смазки, которые имеют огромные сроки службы, сопоставимы со сроком службы самой автоматической коробки передач. Обычно такие «автоматы» не оснащаются специальными щупами для замера уровня масла, но они имеют предупреждающие таблички с информацией о том, что залитая смазка будет использоваться до конца срока использования агрегата. По сравнению с новыми «автоматами», автоматические коробки передач предыдущих поколений нуждаются в регулярной замене трансмиссионного масла.
Согласно информации большинства заводов изготовителей транспортных средств в автоматических коробках передач масло необходимо менять один раз на пробеге 40 тыс. км. Но многие автолюбители, исходя из собственного опыта, советуют проводить эту замену от 25 тыс. км до 45 тыс. км пробега. Что же касается производителей, то приводя данные рекомендации, они подразумевают при замене только «освежение» трансмиссионной смазки, когда уже отработанное масло надо слить через специальную пробку, размещенную на поддоне, а новое масло залить через канал, где находится щуп. Данную процедуру рекомендуется проделывать раз в год, при этом проверять состояние масла в «автомате» необходимо каждую неделю. В самом начале такой регулярной проверки следует измерить уровень смазки, после чего необходимо обратить внимание на ее запах и цвет. При потемнении трансмиссионного масла, когда в нем были обнаружены темные вкрапления либо четко ощущается горелый запах, масло необходимо сразу же заменить.
В процессе проверки уровня масла в автоматической коробке передач имеются определенные особенности, которые нужно взять во внимание. В самом начале следует тщательно разогреть смазку до ее привычной рабочей температуры. В зависимости от рекомендаций производителя транспортного средства перевести рычаг «автомата в положение «Р» либо «N» и, не выключая двигатель, вытащить щуп. Зачастую на щупе можно найти две метки с маркировками: Cold обозначает холодный уровень, именно его используют в качестве заливной метки при замене трансмиссионной смазки, и Hot обозначение уровня горячего масла. Также существуют некоторые производители, которые советуют автомобилистам проводить проверку масла в «автомате» при заглушенном двигателе, но разогретом масле.
Проводить замену масла в АКПП можно различными способами. Самый первый способ предполагает частичную замену трансмиссионной смазки. Как уже отмечалось выше, масло необходимо слить через сливную пробку, при всем этом его количество процентного соотношения должно составлять 35-40 процентов от залитого объема. Свежее масло заливать следует через щуп, причем заливать его необходимо именно в том количестве, которое полностью отвечает объему слитой смазки. При потребности полной замены трансмиссионного масла, описанную процедуру автовладельцу необходимо повторять примерно четыре-пять раз, причем с интервалом в 50-100 км пробега. Второй способ замены масла в АКПП предполагает его полную замену, вот только все манипуляции, связанные с этим процессом проводятся именно на автосервисе, причем в процессе используется специальное оборудование. Через отводы, имеющиеся на радиаторе охлаждения смазки в автоматической коробке передач необходимо подключить шланги специального аппарата, дальше заводится силовой агрегат, и отработанная смазка начинает вытесняться способом продавливания новым трансмиссионным маслом. Надо подчеркнуть, что при использовании этого метода замены масла в среднем тратится от 10 до 14 литров смазки.
Многих автовладельцев интересует один вопрос: «Для чего нужна замена масла в «автомате», если в процессе эксплуатации оно не подвергается интенсивным загрязнениям во время сгорания топлива, как, к примеру, моторное масло?» Вся проблема в том, что любая смазка обладает определенной химической структурой, именно эта структура и позволяет трансмиссионному маслу иметь нужную вязкость, чтобы рационально распределять в системе давление. При изменении условий работы автоматической коробки передач и при изменениях температурного режима вся структура трансмиссионного масла начинает разрушаться, из-за чего смазка теряет прежнюю вязкость, именно из-за этого электронный блок управления не может подобрать оптимальное давление системы при разных режимах работы. Здесь нужно вспомнить, что именно правильная работа электронного блока управления играет основную роль в работе всей коробки передач. ЭБУ еще называют мозгом «автомата» и он отличается высокой сложностью функционирования и нуждается в трепетном отношении. Если электронный блок ломается, то процесс его ремонта всегда дорогостоящий, причем доверять эту работу можно только квалифицированным мастерам.