Как вынудить автосервис вернуть деньги за некачественный ремонт
11, Октябрь 2013
Сегодня страшилки в среде автомобилистов, которые рассказывают, как автосервисы превращают хороший автомобиль в нехороший постепенно сходятся на нет. Хотя бывают единичные случаи подмены новой запчасти на старую, но скорее это исключение, чем правило. На данный момент наиболее распространенной аферой в практике некоторых автосервисов стала игра на плохом знании потребителями своих обязанностей и прав. Вот только в привычном всеми понимании слова, аферы тут нет. Автосервисы умеют очень легко играть на некоторых тонкостях, благодаря чему освобождает себя от ответственности за причинение вреда транспортному средству или некачественный ремонт. Не каждый потребитель знает, что автосервис обязан выдать ему на руки два документа после сдачи машины на ремонт: приемно-сдаточный акт и заказ-костюм. В большинстве случаев автосервисы выдают вторую бумагу, что же касается первой, то о ней они якобы забывают. На самом же деле приемно-сдаточный акт в некотором смысле считается даже более ответственным документом. Ведь в нем отображены такие позиции как номер кузова, марка мотора, модель транспортного средства, также в подробностях описывается комплектность авто (наличие аптечки, запасного колеса, магнитолы), указывается километраж, и даже количество топлива в баке. Помимо этого в акте обязательно должны быть отображены сведенья насчет внешнего состояния авто: царапины, сколы на лобовом стекле и фарах, вмятины. Опыт показывает, что между заказчиком и автосервисом довольно часто возникают конфликтные обстоятельства по той причине, что автовладелец сдает целый автомобиль, а после проведенного ремонта на нем неожиданно возникают вмятины и царапины.
В приемо-сдаточном акте также указываются сведенья о том, что потребители запчастей предоставляют их с указанием цены, правильного наименования, а также описания. Не стоит бояться объявлений, которые могут быть написаны на стенах автосервиса, гласящих о том, что СТО никакой ответственности за качество предоставляемых клиентом запчастей не несет. Как только человек обращается на СТО, любые заботы о его транспортном средстве сразу же возлагаются на мастерскую. Согласно закону, исполнители обязаны проверять качество запчастей и даже должны просить у своих клиентов сертификаты качества и соответствия на ту или иную деталь. Если же на предоставленной запчасти есть четкие следы повреждений, то в обязанности автосервиса входит извещать своих клиентов насчет возможных последствий.
Составляться приемо-сдаточный акт также как и заказ-костюм должен в двух экземплярах, причем один обязательно выдается клиенту, а второй остается на СТО. Выдаваться эти документы должны сразу после составления, а не по окончании ремонта.
Свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства на время ремонта автомобиля не должны изыматься у их обладателя. На практике бывали случаи, когда у владельцев машин, обратившихся на СТО (обычно подпольные) просили документы на автомобиль и излишне наивные автомобилисты оставались без машин.
Срок, в который сервисы обязаны провести ремонтные работы должен оговариваться обеими сторонами, причем результат данной договоренности обязательно следует внести в заказ-костюм. Если СТО несвоевременно выполнит ремонт, автовладелец имеет право потребовать от мастерской уплату неустойки, размер которой составляет три процента от общей стоимости работы за каждый день просрочки, а если срок ремонта оговаривается в часах, то за каждый час.
Халтурный диагноз является еще одной проблемой многих автомастерских. Известен случай, когда владелец машины Форд подал иск на автосервис. Оказывается, он четыре раза обращался на СТО, так как его транспортное средство не желало держать обороты на холостом ходу. С самого начала механики советовали ему заменить высоковольтные провода и свечи, на следующий раз они поменяли бензонасос, дальше поменяли всю электронику. За все это автомобилисту пришлось заплатить 18 тыс. рублей, но его авто все равно отказывалось нормально держать обороты. Подлинную причину такого явления автомеханику удалось обнаружить только на пятый раз, оказалось во время проведения чистки инжектора, механики не установили специальные заглушки, поэтому сквозь отверстия засасывался воздух, из-за него мотор работал с перебоями. Мастерская наотрез отказалась возвращать автовладельцу потраченные деньги, руководствуясь тем, что они качественно выполнили все работы. Но суд обязал СТО возместить убытки, так как они связаны с халтурной диагностикой.
Помимо плохой диагностики у автовладельцев также могут возникать претензии касательно качества всех совершаемых работ. Если человек обнаружит какой-либо недочет, он первым делом должен правильно оформить претензию. Ее необходимо излагать в письменном виде и направить директору автосервиса. В претензии обязательно нужно указать, какую поломку и как устранял автосервис, и потребовать возмещения убытков либо повторного проведения работы ссылаясь на закон о защите прав потребителей. Этот документ необходимо отдавать под отметку о получении, в нем должна четко указываться дата, время приема претензии, а также фамилия и должность взявшего документ. В конверт необходимо также положить опись документов, так как известны случаи, когда ответчик на суде утверждает, что в письме была поздравительная открытка, а не претензия. Существует еще один вариант вручения претензии, когда автовладелец оставляет ее в автосервисе в присутствии двух человек-свидетелей. На экземпляре потребителя, свидетели должны написать, что претензия отдана, но сотрудники автосервиса отказались подписывать. Этого вполне достаточно для суда.
Чаще всего подобные претензии не доходят до суда, ведь автомастерской обычно намного дешевле все исправить, чем судится с потребителем. Надо также отметить, что на бесплатное устранение той поломки, из-за которой была написана претензия, должен составлять 10 дней. Потребитель даже может потребовать от СТО частично вернуть ему деньги за предоставление некачественной услуги, а также возместить ему все понесенные затраты, связанные с устранением проблем работы автосервиса собственными силами или же третьими лицами. Конечным результатом является расторжение контракта с автомастерской с возвратом денег и других расходов, напрямую связанных с ремонтом, это может быть покупка запчастей и расходников.
Но существуют и такие случаи, когда автосервис не желает возмещать убытки и полностью отрицает собственную вину. Тогда автомастерской придется за собственный счет сделать экспертизу, только это вероятно в случае предъявления претензии в период действия гарантии. Когда срок гарантийного обслуживания уже истек, потребителю придется самостоятельно проводить экспертизу.
Обращение в полулегальные автомастерские, которых сегодня существует огромное количество, для потребителей является опасным делом, и оно чревато наиболее печальными последствиями. Дорогу в подобные автосервисы вообще надо забыть, так как в них не выдают приемо-сдаточного акта и заказ-костюма. Все они работают, нарушая законодательство. Но самым страшным здесь является другое: если что-нибудь случится с транспортным средством, либо его неправильно отремонтируют, потребителю будет крайне сложно что-либо доказать.
В большинстве случаев автосервисы при выполнении работ своим клиентам дают подписывать специальную бумагу, в которой указывается, что автовладелец не имеет никаких претензий насчет качества выполненных работ. Это говорит, что во время приема достигнутого результата клиент должен осмотреть свой автомобиль в присутствии исполнителя и если будут обнаружены любые недочеты, сразу же оповестить об этом исполнителя. Все обнаруженные проблемы надо включить в акт приема, когда вы не сделаете этого, исполнитель, которым выступает автосервис, будет освобождаться от любой ответственности за некачественный ремонт и недочеты, обнаруженные во время приемки. Те потребители, которые принимают свою машину, не осматривая ее, идут на большой риск.
Не забывайте, что любые документы, связанные с ремонтом авто непременно следует хранить, так как никому неизвестно когда именно вы можете ощутить потребность в них.