Сложные современные условия езды сильно усложняют работу даже наиболее опытных и профессиональных водителей. Постоянные пробки, плотные потоки транспортных средств диктуют производителям автомобилей продумывать все новые системы, которые могли бы облегчать работу водителям и вместе с этим еще и повышать ее эффективность. Помимо этого автопроизводители были обязаны продумать все это таким образом, чтобы еще и повысить безопасность езды. Одним из подобных решений и стало создание систем автоматизации за счет применения автоматических коробок передач.
Среди всех автоматических трансмиссий наиболее распространенной нынче стала система, в которой применяется гидромеханика. Стандартный «автомат» состоит из механических передач, гидродинамического трансформатора и системы управления, обеспечивающей переключения передач. Механическая трансмиссия способна обеспечивать довольно жесткую механическую связь колес с силовым агрегатом за счет передачи энергии вращения посредством коробки и шестеренки. Что же касается АКПП, то в ней мощность передает гидродинамический трансформатор, его рабочие колеса между собой связаны жидкостью.
Данная система способна уменьшать динамические нагрузки и тем самым снижать неравномерный ход зубчатой передачи. Эти действия положительным образом влияют на динамику авто, причем это относится даже к неровным дорогам, которые свойственны нашей стране. Гидродинамический трансформатор выполняет важную функцию – изменяет крутящий момент, переключение скоростей в «автомате» происходит без резкого изменения оборотов мотора, плавно.
Несомненно, транспортные средства, оснащенные автоматическими коробками передач, стоят на порядок выше аналогов с «механикой», к тому же они имеют больший расход топлива. Но надо сказать, что при разгоне машины с механической коробкой передач, водителю приходится включать передачи по возрастанию и стоит ему добиться максимальной скорости, как двигатель резко уменьшает частоту вращения, а это уже ведет к огромному выбросу в воздух токсичных веществ. Важно понимать, что при сокращении числа переключений передач, а также плавности хода, сокращается также и количество вредных выбросов.
Помимо экологичности «автоматы» также упрощают водителю управление транспортным средством, путем сокращения количества тех органов, которые непосредственно задействуются в движении. Никакой надобности в рычаге переключения и педали сцепления уже нет, а это значит, что водитель может повысить внимание на дорогу, к тому же при этом сильно изменяется и режим езды. Водителю уже не придется отвлекаться на разнообразные манипуляции, ставшие лишними с «автоматом», поэтому он сосредоточит внимание на дорожной обстановке и тем самым сумеет повысить комфорт самой езды. К тому же с АКПП исчезают рывки, толчки, от чего передвижение машины становится комфортным и плавным. Это особенно удобно в пробках, ведь с помощью гидротрансформатора жесткая связь колес с мотором разрывается и можно ехать на малых оборотах двигателя, так как опасность, что он может заглохнуть исчезает.
АКПП также улучшает проходимость автомобиля, предотвращая срывы грунтов и провороты колес, «автомат» также разрешает снизить требования к опыту и квалификации водителя.