Производство автомобильных запасных частей в Китае
19, Январь 2011
Давайте проведем обзор сегмента рынка производства автозапчастей в Китае, выявим статистику, тенденции и прогнозы развития производства китайских автомобильных запчастей.
После вступления Китая в ВТО, автомобильная промышленность, включая и смежное с ней промышленное производство автомобильных китайских запчастей, стали развиваться темпами, которые постоянно набирают обороты. Вот, к примеру, если в 2002 году производство автозапчастей в Китае занимало всего около 5% от автомобильной промышленности в целом, тогда как в 2006 году доля запчастей уже составляла свыше 35% производства. На сегодняшний день китайская автомобильная промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике КНР, а автозапчасти в Китае в свою очередь, являются наиболее быстрорастущей отраслью автомобильной промышленности, которая с каждым годом будет только увеличиваться и заполнять своим товаром рынки.
Так, начиная с 2006 года, темпы развития автомобильной промышленности Китая начали резко расти и выходить из заторможенного состояния, которое наблюдалось в течение нескольких лет до этого срока. Естественно, с этим бурным ростом был связан рост производства и китайских автозапчастей, которая полностью обеспечивает автомобильную отрасль.
По государственным статистическим данным, в 2006 году валовая стоимость отрасли автозапчастей в Китае составляла 539,705 млрд. юаней, и рост, по сравнению с прошлым годом, составил 34,35%. В это же время реальные доходы от продаж китайских автозапчастей составили 527,235 млрд. юаней, то есть выросли на 34,71% за период одного года.
В 2007 году валовая стоимость отрасли автомобильных китайских автозапчастей уже составила порядка 670 млрд. юаней. По изученным данным китайской ассоциации автомобильной промышленности КНР, объем импорта автозапчастей из Китая в 2007оду составил 12,459 млрд. долларов США, что на 34,18% больше чем в прошлом году; объем экспорта автозапчастей из Китая составил 21,072 млрд. долларов США, и дал прирост, по сравнению с данными за прошлый год, на 38,21%. Но заметьте, что в силу большого потенциала развития рынка китайских автозапчастей, а также сравнительно дешевой рабочей силы, этот рынок в Китае становится все более привлекательным для транснациональных корпораций производителей автомобилей и автомобильных запчастей.
Согласно статистике, из 5000 предприятий-производителей китайских автозапчастей, 1200 – это зарубежные компании, из них 500 – это мировые компании-гиганты. Китай постепенно приобретает статус «завода-производителя» автозапчастей мирового масштаба, на рынке наблюдается достаточно жесткая конкуренция. Самое быстрое развитие получили следующие подотрасли автозапчастей в Китае: двигатели, автомобильные шасси, шины и автомобильная электроника.
Самые основные инвестиционные потоки сосредоточены в следующих производствах китайских автозапчастей:
1. Производство двигателей: сюда входят сами двигатели, поршневая система, радиаторы.
2. Производство шасси: коробка передач, шестеренки, тормозная система, амортизаторы.
3. Дополнительные изделия: резина, шины, изделия из пластмассы – все, что изготавливается без привлечения металла.
4. Внутреннее пространство кабины/кузова: кондиционеры, печка, кресло и другие необходимые аксессуары.
5. электроприборы.
Если вам интересно, то на данный момент в Китае производственные предприятия расположены по следующей схеме: в районе Бохайского залива, в провинции Чжецзян, в провинции Гуандун, в провинции Хубэй и в Западно-центральном регионе Китая. До начала 2007 года в КНР было всего 6142 компаний по производству китайских автозапчастей, из которых большинство компаний находятся в вышеуказанных регионах Китая. Самой передовой по концентрации производства автозапчастей в Китае является провинция Чжецзян – там находится почти 1280 компаний-производителей запчастей, что составляет почти 21% от общего количества производителей запчастей в Китае. По количеству предприятий-производителей автозапчастей в первую шестерку входят следующие провинции: Чжецзян, Цзянсу, Шаньдун, Хубэй, Гуандун и город Шанхай.
В них расположено 58 % всего производства автозапчастей в Китае. Даже, несмотря на то, что отрасль китайских автозапчастей в последние годы развивается большими темпами в сравнении с мировым рынком, она пока еще находится в несколько беспорядочном состоянии, наблюдается достаточно низкая концентрация производства автозапчастей. Большинство малых предприятий в Китае не обладают достаточными оборотными средствами, не хватает возможностей и ресурсов для развития новых технологий в производстве автозапчастей, у работников предприятий низкая квалификация и маленький опыт. Все приведенные причины не только препятствуют развитию отрасли производства автозапчастей в Китае, но и одновременно сдерживают развитие производства общей массы автомобилей.
Ну и наконец, в самом конце нашего исследования можно подвести итог. Несмотря на очень мощный подъем производства в этой большой стране, уровень его, а так же технологии все еще остаются низкими или средними. Китай сегодня заметно уступает в этом развитым странам, которые уже давно применяют высокие технологии в производстве.
Например, технология производства таких узлов, как амортизаторы, система безопасности и спутниковой навигации в Китае находится на начальной или очень слабой стадии развития.