Трудно себе представить современный автомобиль, в котором нет электроники.
Этот «умник» благодаря хорошему программному продукту может управлять работой двигателя и тормозов, подвески и руля. Возможно, в скором времени водителю нужно будет только сесть в автомобиль, задать соответствующую задачу и все - садись и читай какой-нибудь журнал, а машина будет ехать. Красота, да и только! Но не все так просто. Ученые Калифорнийского университета в Сан-Диего задумались над безопасностью электроники и посмотрели на все с другой стороны. Что такое автомобильная электроника? Это тот же компьютер, который может принимать решения на основе всевозможных датчиков, он может влиять на работу системы управления узлами и корректировать их работу. Но еще не изобрели такой компьютер, который не смог бы взломать опытный хакер. Все очень просто – надо пораскинуть мозгами, изучить «железо» и софт и найти правильное решение. Ученые провели эксперимент. Взяли хакеров, имеющих университетское образование, которых обязали для начала изучить детально стандартную систему CAN – Controller–area network а также обмен информации, который установлен практически на всех современных автомобилях в Америке. Это база данных, на основании которой работает весь американский автопром за последние годы. После этого разработали программное обеспечение CarShark, подготовленное специально. Эта программа является перехватчиком информационных пакетов, которая может вносить в них свои коррективы. Результат не заставил себя ждать. Хакерская программа смогла влиять буквально на все узлы и системы автомобиля, начиная с управления замками дверей и заканчивая работой двигателя и тормозами. Когда демонстрировали возможности нового софта, разработчики немножко «шалили». В автомобилях неожиданно врубались на всю мощность динамики бортового звука, показания спидометра прыгали как белки по деревьям, а кондиционер неожиданно «окатил» водителя струей горячего воздуха.
Но это все мелочи. Для хакеров не составило труда неожиданно заглушить двигатель или заблокировать двери, а также совершить неуправляемый «занос» на большой скорости. Управлять всем этим можно было с самого обычного ноутбука, который находился недалеко от движущегося автомобиля. Еще один интересный факт. Все эти «фокусы» происходили в результате того, что в систему было введено много случайной информации. Представляете, что будет с системой, если начать корректировку сигналов целенаправленно? На этом примере ученые продемонстрировали тот факт, что любая система, созданная во благо, может сработать в самых противоположных целях. Этот эксперимент доказал, что оснащенные электроникой автомобили совершенно небезопасны. Еще сложилось такое мнение, что производители автомобилей просто-напросто пренебрегают безопасностью своих компьютерных систем, а возможность взлома злоумышленниками игнорируют. Можно уверенно сказать, что эксперимент удался, хотя разработчики системы CAN – Controller–area network уверенно утверждают, что рядовому хакеру взломать систему не под силу, и что для этого просто необходимы специальные данные и доступ к автомобилю. Ну что же, выводы делать Вам!