Сейчас в мире существует поистине огромное количество самых разнообразных коробок передач, одни из которых ориентированы на максимальную проходимость, а другие на максимальную скорость, какие-то имеют 4 ступени, а некоторые больше десяти. Все эти коробки передач условно можно разбить на несколько основных групп по принципу переключения передач: механические, автоматические, вариаторные и роботизированные. Все водители постоянно спорят о том, какая коробка передач лучше, но не все знают о том, что инженеры неспроста изобрели целых четыре типа коробок и все они нужны для различных целей и стилей вождения.
Механическая коробка передач появилась раньше всех других коробок передач и является классической. Несмотря на то, что многие её не любят, большинство автомобилей и других транспортных средств ездят именно на механике, а в автоспорте используется именно механическая коробка передач. Нелюбов отдельных людей к механике вызвана только тем, что они не желают учиться переключать передачи, поэтому им проще сказать о том, что она устарела, хотя это не так.
Основным плюсом механической коробки передач является то, что Вы полностью контролируете автомобиль и можете самостоятельно выбирать на какой передачи ехать. Благодаря педали сцепления, при нажатии на которую Вы разъединяете ведущий и ведомый диски сцепления, которые принадлежат двигателю и коробке соответственно, после чего можно включать любую передачу, какую Вы захотите. Из-за этого нехитрого действия Вы можете очень быстро разгоняться, красиво входить в повороты и делать еще много других интересных вещей, при этом не забывая о том, что сцепление все такие не вечное и рано или поздно его придется ремонтировать. Достоинства механической коробки передач породили и её основной недостаток: необходимо постоянно переключать передачи. Когда человек уже более-менее привыкает к машине или предрасположен к этому, то переключение передач не вызывает затруднений, но если человек еще только учится водить машину или не склонен к управлению транспортными средствами, то это может вызывать у него сильные затруднения.
Появление автоматической или, как она правильно называется, гидромеханической коробки передач стало логическим продолжением того, что не всех хотят и имеют возможность постоянно переключать передачи. При управлении транспортным средством, оборудованном гидромеханической коробкой передач, водителю требуется переключать только режимы работы коробки (движение вперед, реверс и парковка), а так же нажимать на педали газа и тормоза. С такой коробкой передач легче плавно трогаться, легче трогаться в горку, а что самое главное, так это отсутствие необходимости в постоянном переключение передач.
Основными недостатками гидромеханической коробки передач являются больший расход топлива при прочих равных, более высокая цена, сложность обслуживания и, самое главное, проблемы с буксировкой сломанного автомобиля. Для работы автоматической коробки передач нужно масло, поэтому из попытки буксировать машину с заглушенным двигателем ничего хорошего не выйдет.
Вариаторная КПП в упрощенном варианте напоминает систему переключения передач на велосипеде, с разницей в том, что переключение происходит плавно, так как в вариаторной коробке передач всего два вала, один из которых имеет постоянный диаметр, а второй может плавно изменять свой диаметр, за счет чего достигается полное отсутствие рывков при переключение передач. Вариаторные коробки передач очень не любят трогание с пробуксовкой, поэтому следует иметь это ввиду. Так же они стоят весьма недешево, поэтому большинство из тех, кто не хочет самостоятельно переключать передачи, ездят на автомобилях с автоматическими коробками передач.
Роботизированные коробки передач представляют собой хорошо известные механические коробки передач, но с поправкой на то, что переключение передач и управление педалью сцепления осуществляет сама машина, за что, собственно, такие коробки и назвали роботизированными. Уж больно сильно они похожи на роботов, которые перключают передачи.
Роботизированные коробки передач класса DSG от Volkswagen стали первыми коробками передач, которые фактически состоят из двух коробок передач. Вот так вот. Звучит это очень непонятно, но, если разобраться в этом подробнее, то все встает на свои места. Представьте себе коробку передач, которая пристально следит за действиями водителя чтобы при первом же удобном случае переключается на другую передачу, будь то высшая или низшая передачи. Для того чтобы иметь такую возможность, инженерам пришлось запихать в коробку передач несколько валов, а все передачи делятся по принципу четные/нечетные и располагаются на разных валах. Компьютер определяет какая передача будет следующей и готовит её на другом валу, а как только наступает необходимый момент, то сразу же производит переключение.
Как видите, основное различие всех коробок передач заключается в том, по какому принципу переключаются передачи. От этого будет зависеть то, какой стиль вождения Вам придется использовать, сколько будет стоить обслуживание автомобиля, а так же, возможно, появятся какие-то ограничения по эксплуатации. Сейчас разрабатывается законопроект, по которому предлагается ввести раздельные права на управление автомобилями с механическими и автоматическими коробками передач, поэтому желательно сразу определиться с тем, на каком автомобиле Вы планируете ездить в дальнейшем.