Как известно, тормозная жидкость – это рабочее тело, передающее давление при нажатии на педаль тормоза к колесным тормозным цилиндрам. В ограниченном объеме давление, оказываемое на тормозную жидкость, передается во все стороны, что приведет к тому, что вся жидкость будет находиться под одинаковым давлением. Такую картину можно наблюдать в идеальных лабораторных условиях, однако, если речь идет о жидкости, наполняющей тормозную систему автомобиля, то условия, в которых эта жидкость находится, несколько отличаются от лабораторных.
Условия эксплуатации накладывают на тормозную жидкость ограничения по температуре. При – 50о С тормозная жидкость не должна застывать, поскольку даже у стоящего при минусовой температуре автомобиля тормозная система должна быть в рабочем состоянии. С другой стороны жидкость не должна закипать при движении на высоких скоростях, температура окружающей тормозную жидкость среды поднимается до 150о С. Таким образом, в широком диапазоне от -50 до 150 тормозная жидкость должна оставаться жидкостью, но в теплом климате нижний предел может быть другим.
На дорогах в условиях реального движения действует дополнительный фактор – влажность. При попадании влаги в тормозную жидкость ее характеристики меняются, температура закипания становится ниже. Водитель нажимает на тормоз, а торможения не происходит, поскольку оказываемое давление сжимает пузырьки газа, образовавшиеся в результате закипания. Поэтому к тормозной жидкости предъявляется требование минимальной гигроскопичности, и она не должна впитывать влагу.
Рекомендуют пользоваться спиртокасторовыми жидкостями, удовлетворяющими этим условиям. Однако в тормозной системе применяются цилиндры, подверженные коррозии, поэтому производители тормозных жидкостей вынуждены использовать антикоррозийные добавки, защищающие тормозную систему от ржавчины. Поршни, передающие давление жидкости, должны легко двигаться внутри цилиндров с минимальным зазором между поршнем и цилиндром, следовательно,они должны смазываться . В состав тормозной жидкости вводятся добавки, обеспечивающие легкость хода поршня.
В тормозной системе используются уплотнительные материалы, прокладки. Тормозная жидкость не должна разрушать прокладки, в том числе резиновые, если они используются в тормозной системе конкретного автомобиля.
Когда водитель покупает тормозную жидкость, он руководствуется инструкцией, где указан период замены жидкости и ее марка, а вышеизложенные рекомендации позволяют идти в ногу со временем и использовать современные разработки вместо традиционных, не попадая в неловкое положение.