Самое большое количество поломок автоматических коробок передач (АКПП) происходит, как говорят знатоки, из-за невнимательности и лени самих владельцев автомашин. Они не уделяют должного внимания своевременному техническому обслуживанию и правильной эксплуатации. В этой статье мы рассмотрим некоторые вопросы по технике обслуживания и надеемся, что вы станете более внимательны и чутки к своему механическому другу, а также доверитесь мнению профессионалов.
Основные режимы работы АКПП
Режим работы автоматической коробки передач можно выбрать, переключив селекторный рычаг и установив его в различные положения согласно буквенным или цифровым значениям. Селекторы разных типов трансмиссий и марок машин отличаются внешним оформлением коробки передач и количеством разных положений рычага. Но у них есть одна особенность - это режимы работы, который обозначается литерами P, R, D и N.
Р (паркинг) - это режим, при котором селекторный рычаг и трансмиссия отсоединены друг от друга. В АКПП в таком расположении рычага будет включена нейтральная скорость. В коробке передач выходной вал будет заблокирован механически и не сможет проворачиваться. Этот режим рекомендуется использовать в случае длительной остановки машины.
R (реверс) - этот режим позволяет включить в автоматической коробке передач режим заднего хода и мотор, в данном случае, соединяется с трансмиссией. В этом случае машина может давать задний ход.
D (драйв) - режим дает возможность машине ехать на любой скорости. При этом двигатель и трансмиссия соединены, а АКПП переходит в готовность к движению вперед.
Кроме данного стандартного набора режимов трансмиссий есть и специальный. Эти режимы можно включить, поставив рычаг коробки передач на соответствующую букву или цифру на селекторе. В некоторых марках машин для этих целей предусмотрены специальные кнопки.
Все специальные режимы включают движение «вперед» и отличаются только спецификой задач. В зависимости от положения рычага и задачи изменяется и характер работы автоматической коробки передач.
Более всего часто встречаемые специальные дополнительные виды режимов:
Экономный - он свое название оправдывает и экономит горючее. Здесь наблюдается наиболее плавный переход переключения коробки передач. Его хорошо использовать, если вы никуда не спешите.
Спортивный - в этом случае идет полное, максимальное использование силы мотора. Расход топлива тоже увеличивается. Такой режим любят использовать динамичные люди и спортивные гонщики.
Зимний - переключение передач в этом режиме схоже с «экономным», с той лишь разницей, что машина двигается с места сразу на второй скорости передач.
Овер драйв - дает возможность движения по скоростным магистралям. При этом машина не подвергается резкому изменению скорости, и нагрузка на мотор уменьшается.
В некоторых автомобилях предусмотрены понижающие режимы передач. Таких режимов может быть несколько. Основным местом их применения является движение по пересеченной местности. Езда по бездорожью, с прицепом или горному серпантину может быть сильно опасной, а применение таких режимов дает быстрое и качественное торможение.
В различных марках автомашин такие режимы могут очень сильно отличаться друг от друга, т.к. они не прошли стандартизацию. Мы настоятельно советуем вам изучить инструкцию водителя для правильного распознавания дополнительных режимов либо проконсультироваться у специалистов по этому вопросу.
Еще один, оставшийся режим - это N (нейтралка). В таком режиме мотор и трансмиссия не взаимодействуют друг с другом. Машина не заторможена. Этот режим очень опасен и, если вы не водитель с большим стажем, лучше его не применяйте. Неправильное применение данного режима может привести к негативным последствиям не только для вас, но и вывести из строя всю АКПП. В наше время ремонт АКПП обойдется вам очень дорого. Нейтральный режим предусмотрен только в случае буксировки автомобиля или ручного перемещения на небольшие расстояния при включенном двигателе. Он предохраняет от перегрева трансмиссионное масло.
Советы по управлению автомобилем с АКПП
Если вы будете следовать простым правилам, то сможете значительно увеличить ресурс работы АКПП.
I. В момент начала движения с места или обратного хода машины переключение селекторного рычага может производиться только при нажатой педали тормоза, в момент полной остановки автомобиля. Некоторые водители считают, что при переключении положения рычага из положения D в R или наоборот необходимо сделать небольшую задержку в положении N. Специалисты опровергают это суждение, т.к. в этом случае АКПП проводит лишнюю работу по сбрасыванию оборотов и происходит ускоренный темп выработки ресурса.
II. При начале движения с места убирать ногу с педали тормоза и переносить ее на газ следует после определенного характерного толчка, т.к. в этом случае осуществляется полное включение передачи.
III. Во время непродолжительных остановок на светофорах, в пробках и т.д. не устанавливать селекторный рычаг в положение нейтралки. Также использование режима N в целях «наката» при длительном спуске сильно негативно сказывается на механизме коробки передач и может привести к ее поломке.
IV. В случае забуксовки автомобиля не следует давить на газ. Это действие абсолютно бесполезно и может привести к поломке АКПП. В таких случаях более эффективно будет включение понижающего режима передачи, и использование тормозной педали в качестве сцепления для обеспечения медленного оборота колес.
При, так называемом «раскачивании» машины селекторный рычаг переключается то вперед, то назад и неиспользование тормозной педали выведет АКПП из строя.
Все остальные тонкости автоматической трансмиссии вы сможете постичь в процессе эксплуатации машины. Правильное использование режимов и соблюдение остальных правил пользования позволит вам почувствовать весь комфорт, разработанный для вас конструкторами. И будьте уверены, что тогда Вам не потребуется дорогостоящий ремонт АКПП!