Условия эксплуатации автомобильной АКБ оказывают весомое влияние на срок ее работы. Короткометражные поездки, постоянные запуски силового агрегата, несвоевременный техосмотр и техобслуживание, неисправности электрооборудования, а также слабый крепеж аккумуляторной батареи значительно сокращают срок ее работы. Что же касается зимы, то в морозную погоду все это еще больше усугубляется за счет использования дополнительных потребителей энергии: указателей поворотов, стоп-сигналов, фар, габаритных огней, систем отопления и обогрева. Учитывая все это, эксплуатация и хранение аккумулятора в зимнее время требует от автомобилиста особой заботы, а значит, представляет собой некоторую трудность.
Итак, как все же правильно хранить АКБ зимой? В том случае, если вы приняли решение законсервировать свое транспортное средство на всю зиму в гараже, надо обязательно отключить клемму аккумулятора. Если этого не сделать, аккумуляторная батарея постоянно немного разряжается, значит, в конечном счете, может потребовать зарядки. Если ожидаются продолжительные сильные холода, тогда аккумулятор лучше вообще снять и забрать его в более теплое помещение, к примеру, это может быть погреб, главное, чтобы температура воздуха там была выше уличной.
То, каким именно методом надо хранить аккумулятор зимой должно напрямую зависеть от его состояния: залитого электролитом или сухорзаряженного. К помещению тоже выдвигаются определенные требования. Если у вас сухозаряженный аккумулятор, то для него самым основным является место хранения, которое обязано быть сухим и хорошо проветриваемым, к тому же солнечный свет ни в коем случае не должен попадать на корпус АКБ из-за вероятности сломать покрытие из пластика. Если аккумуляторная батарея теряет свои первоначальные особенности, то это может приводить к сбоям в ее работе. Прежде чем отправить аккумулятор на хранение, необходимо обязательно убедится, что он полностью герметичен, также обязательно надо проверить затяжку всех пробок на банках. АКБ не должна иметь повреждений.
Для снятия с транспортного средства аккумулятора залитого электролитом сначала надо отключить отрицательную клемму «-», а затем уже положительную со знаком «+». Надо отметить, что автовладельцу крайне важно придерживаться данной последовательности, иначе может произойти замыкание. При хранении аккумуляторов залитых электролитом и сухозаряженных допускается только единственное их положение – горизонтальное. Не надо забывать, что в период хранения аккумуляторной батареи нельзя сливать электролит, иначе это может ее повредить, вплоть до полного выхода из строя.
Прежде чем убрать АКБ на хранение следует снять ее и тщательно вымыть корпус, не оставляя никаких следов электролита. Затем придется проверить уровень электролита во всех банках, если он пониженный, то следует долить дистиллированную воду. Ни в коем случае не заливайте кислоту либо воду из-под крана, иначе вы точно испортите АКБ. После этого надо полностью зарядить аккумулятор.
Когда автовладелец на протяжении зимнего периода хранения аккумуляторной батареи не имеет возможности ее периодически подзаряжать, тогда лучше залить ее раствором борной кислоты (5%-ным). Прежде чем залить борную кислоту следует обязательно полностью зарядить аккумулятор, затем слить с него раствор электролита на протяжении 12-20 минут. После этого АКБ тщательно промывается два раза дистиллированной водой. Вода должна пребывать в аккумуляторе на протяжении 20 минут. После тщательной промывки в аккумулятор необходимо залить пятипроцентный раствор борной кислоты. Дальше аккумуляторная батарея тщательно протирается и затем убирается на зимнее хранение. Аккумулятор необходимо хранить при температуре выше нуля, если не придерживаться такого правила, то залитый раствор борной кислоты просто замерзнет. Подобный способ позволяет полностью исключить большой саморазряд аккумуляторной батареи на протяжении длительного периода хранения.
Для того чтобы такой аккумулятор пробудить от длительной спячки необходимо на протяжении 15-20 минут слить раствор борной кислоты и сразу залить сернокислый электролит. Следует обязательно выдержать определенное время (40 минут), после этого надо проверить плотность электролита, если она прежняя такую аккумуляторную батарею смело можно устанавливать на машину. Но может случиться и такое, что плотность электролита уменьшилась, тогда прежде чем установить АКБ на транспортное средство владельцу придется подкорректировать эту плотность.
Как правильно использовать аккумулятор зимой? Аккумулятор постоянно нуждается в проверке уровня и плотности электролита, проверке чистоты и надежности креплений электросоединений АКБ с корпусом транспортного средства и проверке натяжения ремня генератора, причем в зимнее время эти проверки должны быть еще более частыми, чем летом. Довести плотность электролита до нужной нормы можно с помощью зарядки аккумуляторной батареи. Чтобы АКБ работала более действенно, время от времени следует очищать ее клеммы и смазывать их вместе с выводами, а также постоянно держать ее в чистоте.
Если ваш аккумулятор имеет плотность электролита значительно ниже требуемой нормы или такую, которая по факту равна нулю, то его немедленно следует ставить на зарядку. Ни в коем случае не пробуйте повысить плотность электролита, используя добавление концентрированной кислоты, это вообще может сломать аккумуляторную батарею и уж точно не приведет к желаемому результату. После того как АКБ будет заряжена, надо проверить надежность ее контактов, клемм и силовых проводов. Если есть необходимость, то контакты и клеммы придется зачистить, используя небольшую шкурку. Затем их придется тщательно смазать литолом, это поможет исключить попадание влаги.
Чтобы в зимнее время аккумуляторная батарея на вашей машине работала более действенно, следует тщательно утеплить теплоизоляционным материалом ее и моторный отсек. Если на протяжении зимы вам приходится иногда подзаряжать аккумуляторную батарею, то при заведенном силовом агрегате во время его прогрева некоторое время не стоит включать фары, отопление и остальные источники, потребляющие энергию.
Эксперты советуют автолюбителям во время наступления холодов использовать стартерные аккумуляторы, при их изготовлении производители применяют специальные пластины из свинцового сплава. Благодаря подобным добавкам, аккумуляторная батарея способна работать при достаточно низких температурах без перебоев, поэтому такие аккумуляторы более предпочтительно устанавливать, учитывая наши погодные условия. Специально для слишком сильных морозов и наиболее холодных регионов производятся специальные АКБ под названием «Титан», причем со специальной пометкой «Арктик». Их специально проектировали, учитывая жесткие морозные условия некоторых регионов. Благодаря данным разработкам были созданы аккумуляторы, без проблем работающие при морозе ниже 50 градусов.
В зимнее время года аккумуляторные батареи нуждаются в более частой подзарядке, чем летом, так как при морозе они разряжаются более стремительно. То, насколько часто следует подзаряжать аккумулятор, напрямую зависит от периодичности ваших поездок и от погодных условий. Но как бы там ни было, а для автомобилиста главное постоянно поддерживать его в нормальном рабочем состоянии, чтобы избавить себя в будущем от потребности обращения в ремонтные мастерские, если авто без видимых на то причин заглохнет и не будет заводиться.