Главное при прохождении поворотов все видеть и своевременно проанализировать ситуацию. Не надо смотреть слишком долго в зеркало заднего вида, особенно при езде за лидирующей машиной, так как впереди идущее транспортное средство способно резко и неожиданно начать тормозить. Смотреть в зеркало заднего вида следует быстро. Обстановку также постоянно следует проверять сбоку и сзади, особенно перед перестроениями или же перед выездом, иначе можно создать собственным маневром помехи для передвижения другим участникам дорожного движения. Чтобы оценивать обстановку сбоку можно поворачивать голову или использовать боковые зеркала. Всегда нужно обращать особое внимание на наличие в «слепой зоне» машин. Прежде чем начать торможение необходимо контролировать обстановку сзади с помощью зеркала заднего вида. Это особенно важно в таких случаях:
- когда вы собираетесь свернуть во двор или на примыкающую дорогу;
- когда вы начинаете замедлять движение, видя опасность на дороге, надо помнить, что водитель транспортного средства, следующего за вами, данную опасность может и не видеть. Такое, к примеру, бывает при поворотах за угол дома, когда вы обнаруживаете, что на вашей полосе стоит автомобиль;
- когда вы останавливаетесь для заезда на стоянку.
Необходимо постоянно наблюдать за тем, что происходит сбоку и сзади машины. Анализируя эти данные, вы получите целостное представление обо всем происходящем вокруг вас. Крайне важно знать скорость езды всех участников движения, их присутствие на дороге и направление, это относится к находящимся рядом авто, пусть даже они и в данный момент никак не мешают вам, не пересекая путь вашего движения.
Прежде чем начать перестраиваться, выезжать или же поворачивать на главную дорогу как минимум два раза следует проконтролировать то, есть ли там свободное место, чтобы его занять. Внимательно следите за транспортными средствами, едущими по той полосе, которую вы намерены занять, так как машина, идущая впереди вас, сделала остановку, а вы, начав движение, можете въехать в нее при повороте.
Надо взять себе за правило учитывать свою скорость, определяя ширину той области дороги, которая находится под вашим контролем. Если ваша скорость увеличивается, то область видимости дорожной обстановки впереди значительно уменьшается. Значит, на высоких скоростях вам следует сделать собственный взгляд более подвижным, не стоит концентрировать его исключительно в одной точке, всегда надо осматривать обстановку сзади и сбоку.
Ну а теперь попробуем рассказать в подробностях о самых важных моментах, которые напрямую связаны с важностью наблюдения в самых типичных дорожных ситуациях: когда вы перестраиваетесь, когда вливаетесь в поток машин, вблизи пешеходных переходов, и в остальных местах, где могут появиться люди, на перекрестках, когда вы слышите или же видите, что-то не совсем обычное.
При подъезде к нерегулируемому перекрестку, надо обязательно посмотреть сначала налево, затем направо, вновь на лево и опять на право. Эксперты считают, что именно такой порядок является самым правильным при проездах перекрестков, которые не регулируются из-за того, что машины, приближающиеся слева, самыми первыми перекроют вам путь. Что же касается повторных наблюдений слева и справа, то они необходимы для проверки обстановки, ведь она меняется крайне быстро, особенно с момента предыдущего наблюдения. При изменении ситуации справа, то есть когда вы видите какой-то автомобиль, такая последняя проверка даст вам возможность откорректировать собственные действия. Внимательно следите за теми сигналами, которые подают водители других машин. Их следует сопоставлять с расположением других машин, так как зачастую случается такое, что позиция и сигнал транспортного средства противоречат друг другу. К примеру, можно наблюдать такое, что водитель видимо планирует повернуть направо и готовится к такому повороту и даже на проезжей части изменяет положение своего авто, вот только почему-то включает левый поворотник. Или может быть такое, что впереди идущий автомобиль еще не включил сигнал поворота. В любом случае на дороге всегда надо быть внимательным, в первую очередь стоит предпринять что-нибудь самому, надо определить наверняка настоящие намерения партнера по езде.
Очень часто на перекрестках происходят разные недоразумения, которые связаны с тем, что водители просто не понимают один другого, или с поверхностными наблюдениями, невнимательностью, причем от ДТП зачастую не могут спасти даже небольшие скорости участников дорожного движения. На перекрестках загораживать обстановку могут стоящие впереди машины, кустарники, деревья, здания, кучи снега зимой. В данных ситуациях следует максимально снижать скорость, затем очень медленно передвигаться пока вы не сможете увидеть полностью всю обстановку на дороге.
Особое внимание необходимо уделять всем тем местам, где могут появляться люди. Вблизи пешеходных переходов и других мест. Внимательно наблюдая за дорогой необходимо всегда искать такие места, где могут появиться люди: примыкающие дороги, пешеходные переходы, переулки, боковые улочки. Деловые и торговые центры, выходы и входы в метро, школьные дворы, детские и строительные площадки. В целом надо отметить, что пешеходы тоже обязаны наблюдать за вашим передвижением и уже исходя из этого вести себя должным образом, но все равно не стоит ждать и надеяться на их благоразумие. Они вас не видят и не следят за вами, руководствуясь другими более важными проблемами, чем забота о своей жизни.
А теперь поговорим о наблюдениях при слиянии с транспортными потоками. Если вы находитесь на полосе, предназначенной для разгона и имеете намерение влиться в поток, который едет по автомагистрали, то лучше всего наблюдать за обстановкой поворачивая голову, смотря в зеркало заднего вида, особенно важно оценивать обстановку в «слепых зонах». Надо получать максимум информации о том, что происходит вокруг вас. Когда машина въезжает на автомагистраль, крайне важно следить за транспортным средством, движущимся впереди вас, вам надо сосредоточиться именно на его скорости. При любых замедлениях скорости с его стороны вам тоже следует замедляться.
При перестроениях тоже крайне важным является наблюдение. Надо обязательно проверять «мертвые зоны», собрать максимум информации о машинах, едущих по вашей полосе движения, по соседних полосах и особенно о той полосе, куда вы собираетесь перестроиться.
Обгоны также нуждаются в особой внимательности, в таких ситуациях к вам повышаются требования: встречную машину, обгоняемую и ту, которая движется сзади вас надо постоянно удерживать в поле зрения.
Вам будет недостаточно только видеть саму дорогу, еще надо все внимательно слышать. Не стоит чрезмерно увлекаться радиоприемником, лучше просто слушать дорогу, но если уж без радиоприемника никуда, тогда его звук должен быть приглушенным, негромким, таким, который не станет отвлекать от дороги. Кстати, тот авто, который вас обгоняет можно узнать по нарастающему звуку двигателя. Возьмите во внимание тот факт, что согласно зарубежным исследованиям, «плывущие» звуки, издаваемые магнитофоном или же радиоприемником, который работает с помехами, оказывают довольно серьезное влияние на внимание автомобилиста, рассеивая его.
Обязательно прислушивайтесь ко всем звуковым сигналам, визгу шин, скрипу, свисткам. Резкие или непривычные звуки могут привлекать внимание, заставлять мобилизироваться, вынудить искать опасность и даже подготовиться к тем действиям, которые осуществляются в критических ситуациях. Водителям следует постоянно следить за профилем дорожного покрытия. Если дорога ровная и прямая, то ее можно просматривать на больших расстояниях, но если она ведет под гору или поворачивает, то видимость сразу же ограничивается и водитель не может вести опережающее наблюдение. Учитывая все это необходимо весьма тщательно следить не только за самой дорогой, но также и за любыми предупреждающими знаками, которые смогут заранее предупредить вас о поджидающей опасности и дадут возможность подготовиться к этому.
Для безопасности передвижения одним из основных влияющих факторов является состояние и тип дорожного покрытия. Надо оценить какое покрытие: гравийное или цементобетонное? В каком состоянии оно находится? Нет ли там ям. Если колеса попадают в выбоину, то руль может вырваться с рук. Если вы едете по плохому покрытию, то следует как можно чаще переводить взгляд на дорогу прямо перед машиной. Не забывайте, что еще нужно смотреть и на дальше вперед. Чтобы было проще совмещать одно с другим, надо снизить скорость, в таком случае у вас существенно снизится вероятность попасть в неприятности.
Об определенных опасностях, напрямую связанных с дорогой, вас могут проинформировать специальные предупреждающие знаки. Но вы должны понимать, что у каждой выбоины тоже не может быть знака, значит за ними надо следить самому и очень внимательно. Состояние и тип дорожного покрытия следует учитывать не только при выборе скорости, но и при выборе способа для наблюдения за обстановкой на дороге. Специалисты утверждают, что начинающие водители чаще всего ориентируются по отдельным деталям при восприятии обстановки и поэтому не способны создавать целостной картины ДТП, а это приводит к частым пробелам в восприятии. Новички очень часто забывают о том, что им следует постоянно наблюдать за происходящим сзади и сбоку от своей машины. Для выработки такого умения новичкам следует уделять много внимания в начальной стадии собственного обучения. Следует научиться концентрироваться на самых значительных элементах дорожной обстановки. Надо отметить, что по мере роста опыта у водителей-новичков сокращается продолжительность фиксации взгляда и количество движения глаз при осмотре обстановки. Более опытные водители могут начинать смотреть вперед намного дальше по ходу движения своего транспортного средства.
Наиболее трудным для начинающих водителей считается то, что в дорожном движении их ориентация напрямую связана с восприятием скорости. Все то, что расположено в их поле зрения, может двигаться либо относительно водителя, либо само по себе. Пробовать учиться правильно наблюдать за всем происходящим следует с небольших скоростей, со временем переходя к более высоким. Для формирования навыков наблюдения некоторые опытные водители используют метод вопросов, который можно применять не только при занятиях в классе, но и в реальных условиях езды. Приведем некоторые из таких вопросов: куда в первую очередь следует направить внимание; что вы увидеть в такой аварии; что может отвлечь внимание в данном случае? Если водители уже имеют определенный опыт управления транспортным средством, тогда подобное обучение может направляться на получение навыков для более высокого уровня наблюдения. К примеру, можно развивать навыки восприятия в критических ДТП, чтобы научится за минимальное время в стрессовых ситуациях принимать правильные решения.
Все дороги могут пересекаться между собой в одном или в нескольких уровнях. Если речь идет об одном уровне пересечения, то безопасность в таком случае существенно зависит от обзорности и обеспечения видимости на них. Основной особенностью пересечения дорог одного уровня будет пересечение траектории движения машин в разных направлениях, из-за чего возникают конфликтные точки, то есть появляются потенциальные места ДТП.
Углы пересечения потоков тоже оказывают огромное влияние на безопасность езды. Согласно исследованиям, все самые безопасные передвижения всегда расположены под углами 50-75°. В таких ситуациях водителям обеспечивается оптимальный обзор, а также самые благоприятные условия для того, чтобы оценить обстановку движения. Но не забывайте, что если угол примыкания будет слишком острым примерно 40°, то он уже становится опасным, ведь зачастую машины, въезжающие на новую дорогу делают это сходу, то есть без снижения скорости, причем водителям в таких ситуациях очень часто удается попросту переоценивать реальную ситуацию, то есть они неверно оценивают траекторию передвижения конфликтующих авто. В подобных ситуациях существенно повышается уровень безопасности за счет получивших широкое распространение в последнее время полос торможения и разгона, с помощью которых можно довольно плавно и комфортно встраиваться в поток. Для обеспечения еще большего уровня безопасности в разных уровнях используются транспортные развязки, в них число конфликтных точек является минимальным. Устройство кюветов с пологими откосами, широких обочин и раздельных полос, направляющих островков, краевых полос и ограждений на особо опасных участках дорог увеличивает безопасность.
Еще следует вспомнить об иллюзиях. Во время строительства и проектирования дорог все инженеры пытаются учесть физиологические и психологические особенности восприятия человека. В противном случае дорога будет вводить в заблуждение водителей. К примеру, ошибочное представление касательно дальнейших направлений могут давать неудачные примыкания дорог. Или еще один момент. Дороги, имеющие продольный часто изменяющийся уклон стимулируют водителей воспринимать участок дороги впереди, как дорогу, которая идет на подъем. Передвижение под путепроводами также имеет свои особенности. Под ними значительно ухудшается видимость, а человек за рулем ощущает ухудшение видимости за счет сводов, опор и пролетных строений. В зависимости от высоты и ширины проезда под путепроводом он создает ощущение меньшего или большего сужения. К примеру, широкий путепровод, имеющий балочную конструкцию, может показаться человеку за рулем более низким, при сравнении с аналогичным путепроводом, но только меньшей ширины, причем на самом деле они имеют одинаковую высоту. К тому же по сравнению с путепроводами меньшей высоты, более высокие путепроводы воспринимаются сужеными. Представление о проезде, а особенно его ширине под путепроводом всегда зависит еще и от цвета краски пролетных строений. Придавливающее впечатление производят все темные цвета, именно по этой причине принято окрашивать пролетные высокие конструкции в такие цвета, в то время как их опоры окрашиваются светлой краской. Благодаря такому способу окраски, устраняется иллюзия, показывающая сужение проезда высоких путепроводов.
Несколько слов обязательно нужно упомянуть и о скрытых дефектах дорог, которые очень часто застают водителей врасплох. На дороге огромную опасность представляют разнообразные волнистости, протяжность которых порой может достигать 30-80 метров. Если транспортное средство попадает на такой участок дороги на большой скорости, то сразу теряет управляемость и либо выезжает на полосу встречного движений, либо съезжает с дороги. Волнистость, находящаяся под углом или продольная волнистость может быть скрыта от глаз водителя, поэтому ощутить ее действие можно лишь при попадании на такой участок. Так называемая гребенка считается одной из разновидностей поперечных волнистостей. Такие участки дорог очень часто можно встретить на затянувшихся спусках, они опасны тем, что колеса машины из-за частого колебания и подскакивания способны потерять управляемость, их сцепление с дорогой резко снижается. Особенно часто подобные явления могут возникать при прохождении поворотов, значит, на таких дорогах следует обязательно снизить скорость.
Кроме скрытых от глаз водителя опасностей дорог, могут встречаться и остальные, более явные. К ним относятся глубокие ямы, провалы дорожного покрытия, которые особенно часто встречаются после дождей и распутицы. Все эти дефекты кроме потери управления способны приводить к значительным повреждениям подвески, особенно при езде на высоких скоростях. Незаметные плавные провалы также являются очень опасными, такое случается, когда появляется ощущение, что авто проваливается при езде на высокой скорости. Зачастую это сильно влияет на подвеску, поддавая ее сильным нагрузкам, из-за чего она может ударяться об ограничители своего хода, в этот момент водители обычно сильно пугаются и поэтому рефлекторно нажимают на педаль тормоза, еще больше усугубляя этим опасную ситуацию, ведь подвеска сжимается еще больше и сразу теряет свой упругий ход. Если вы будете внимательно следить за поведением впереди идущего транспортного средства, то сумеете избежать всего этого благодаря преждевременному снижению скорости. Очень часто причинами неприятных происшествий может становиться также и обманчивая обочина, осыпающаяся, как только на нее въезжает автомобиль, что может привести к опрокидыванию. Если вы решили заехать на покрытую тонким слоем гравия или толстым слоем песка грязную обочину на высокой скорости, то это может спровоцировать сильный занос и съезд с опрокидыванием.
Итак, анализируя все вышесказанное надо отметить, что каждый водитель должен правильно оценивать дорожно-транспортную обстановку: анализировать и опознавать признаки, которые характеризуют важные объекты, позволяющие судить о характере и ступени опасности, которая связывается с ними, а также уметь правильно их выделять за 0,5-1 секунд. Всегда нужно следить за дорогой, за своими действиями и за остальными участниками дорожного движения, тогда риск попасть в неприятность будет сведен к минимуму.