Торможение силовым агрегатом надо использовать в тех ситуациях, когда блокировка колес может стать очень опасной вследствие торможения педалью тормоза, что зачастую случается на скользких покрытиях. Торможение двигателем нужно также применять и при затяжных спусках с горы, когда установленная штатно тормозная система может перегреться от чего выйдет из строя.
Торможение силовым агрегатом происходит в момент сопротивления мотора нагрузке, которая стремится увеличивать количество оборотов коленчатого вала. Если нагрузка отсутствует, то силовой агрегат переходит в режим работы на холостом ходу.
Как такое происходит? При нажатии на педаль газа, водитель увеличивает обороты коленвала, а в то время как он отпускает педаль, мотор начинает снижать обороты. В этом процессе трансмиссия регулирует силу, передаваемую мотором колесам транспортного средства. Данная сила является большой на пониженных передачах, причем скорость, на которой передвигается машина, небольшая. На высоких передачах транспортное средство едет быстрее, вот только скорость передвижения мотору увеличивать уже сложно, так как он не способен прилагать такие же усилия, как и при езде на пониженных передачах. Учитывая это, можно сделать вывод, что на пониженных передачах динамика езды является более заметной из-за того, что ускоряется авто быстрее, к тому же и торможение мотором более заметное.
Как пользоваться этим? Чтобы упростить процесс торможения мотором зачастую водители включают третью передачу, и только когда скорость заметно снижается (снижается также и число оборотов силового агрегата) можно включать первую и вторую передачи, так как на четвертой двигателю сложно тормозить. Это связано с тем, что на высоких передачах торможение силовым агрегатом происходит почти безболезненно, а если число оборотов падает, то мотор все больше приближается к тому режиму работы, который был задан, а значит надо тратить меньше усилий для его достижения.
Во время переключений водителю следует соблюдать осторожность, так как резкие переходы на больших скоростях на пониженную передачу, способны приводить к появлению значительного тормозного усилия, а оно, кроме того, что вызывает дискомфорт у пассажиров и водителя еще и способно отрицательно сказываться на техническом состоянии трансмиссии, двигателя и автомобиля в целом. Чаще всего водители, когда хотят перейти на более низкую передачу увеличивают обороты мотора при переключении с помощью педали газа, после чего сбрасывают газ и продолжают тормозить силовым агрегатом.
При правильном выборе момента для переключения передач, эффективность данного торможения будет намного выше обычного. Только здесь подразумевается, что у водителя имеются определенные навыки и опыт вождения, и он отлично знает то транспортное средство, за рулем которого находится.