На отечественных рынках предлагается много моделей зимней резины, которая предусматривает возможность установки в нее шипов. Когда целесообразно это делать?
Те автолюбители, которые привыкли выбирать зимние покрышки именно по результатам проведенных специалистами тестов, очень часто делают одну распространенную ошибку – ищут именно такие модели, которые показали лидирующие баллы в испытаниях (зачастую это именно шипованные шины), но они приобретают такую резину без шипов и в дальнейшей эксплуатации их тоже не устанавливают. Получается, что когда в процессе езды на такой резине появляются какие-нибудь экстремальные ситуации, то автолюбители никак не поймут, почему данные лидеры не смогли оправдать их надежд?
Реалии нашей шинной индустрии таковы, что у нас более выгодно завозить и продавать покрышки без шипов, ведь их стоимость более конкурентоспособна из-за более доступных цен. Какие отличия имеет шипованная резина от нешипованной, и в каких случаях ее лучше устанавливать, эксперты решили проверить на примере резины размерностью 205/55 R16 под названием Goodyear UltraGrip. Эти покрышки в тестах занимают лидирующие позиции, к нам на рынок их завозят без шипов и с заводской ошиповкой. Проверку надежности данных шин проводили в двух наиболее типичных условиях для наших зим – на мокром асфальте и на льду с небольшой прослойкой снежной каши. Основное внимание специалисты обращали на тормозные свойства покрышек, так как именно они больше всего влияют на безопасность движения.
Результаты тестирования на льду с кашей из снега оказались вполне прогнозируемыми, тормозной путь на шипованной резине со скорости 30 км/ч до остановки с выключенным сцеплением во время экстремального торможения, был меньшим на 6 метров по сравнению с не шипованной резиной. Если скорость езды при экстренном торможении будет выше, значит и разница в результатах увеличится, получается что для таких условий езды, более предпочтительной является шипованная резина.
На мокром асфальтовом покрытии лучшие результаты также показала шипованная резина при экстренном торможении. Тормозной путь таких покрышек со скорости 60 км/ч до полной остановки оказался меньшим на 2 метра и этому есть логичное объяснение: в торможении также участвует и сердечник шипа их твердых сплавов, а сами блоки покрышки с шипами имеют большую жесткость по сравнению с блоками резины с пустыми отверстиями, предназначенными под шипы. С этого всего можно сделать простой вывод: когда вы выбираете шины, которые являются лидером в шинных тестах и на рынке вы не сумели отыскать такие покрышки с уже установленными шипами, то на эту резину необходимо обязательно установить шипы, причем лучше отдать предпочтение многофланцевым.
Какие есть разновидности шипов? На рынке можно найти много вариантов шипов. Если из этого списка исключить спортивные шипы, то все оставшиеся массовые можно условно разделить на классы по типу их корпуса и по форме. Если выбирать шипы исходя из ресурса, то наиболее предпочтительными будут стальные изделия, но они имеют свои недостатки, являются более шумными и утяжеляют колесо. Вторым типом шипов являются шипы из алюминиевого сплава, но они стоят дороже, зато не являются столь шумными как стальные шипы, по весу они легче и изнашиваются более равномерно по сравнению с резиновым протектором. Если судить по форме корпуса шипов, то всех их можно условно разделить на трехфланцевые, двухфланцевые и однофланцевые. Самыми дешевыми являются последние, но они малоэффективные. Более предпочтительно устанавливать грибовидные или многофланцевые шипы. Если автовладелец желает чтобы шипы нормально работали, то ему следует выбирать двух- или трехфланцевые. Опыт тестирования показывает, что покрышки, оборудованные однофланцевыми дешевыми шипами, ведут себя очень плохо на льду по сравнению с шинами без шипов.
После того как новая шипованная резина будет установлена на машину, очень важно провести аккуратную обкатку, особенно первые 300-400 км. В процессе обкатки не рекомендуется передвигаться на высоких скоростях, интенсивно разгоняться и резко тормозить, иначе шипы могут вылететь из-за того, что пока неплотно уселись в гнезде.
Какие шины чаще всего шипуют на заводе? Нынче в заводских условиях принято шиповать резину с нестандартными формами шипов и их корпуса (нецилиндрические). Если же производитель предусмотрел возможность установки на покрышки шипов считающихся классическими с цилиндрическим корпусом и сердечником, то их могут вообще не устанавливать на заводе, либо устанавливают только на некоторую часть продукции.
Какая резина лучше - с заводской ошиповкой или нет? Несомненно, больше преимуществ имеют покрышки с заводской ошиповкой их и следует выбирать, особенно если производитель еще и предоставляет гарантию. В таком случае можно приобрести резину с качественными уже «отлежанными» в собственных гнездах, шипами, то есть шины, которые не нуждаются в предоставлении им дополнительного времени для хранения, ведь если шипы устанавливаются в условиях автосервиса, то после установки им нужно дать время отстояться в гнездах.