Обычно в межсезонье высокая влажность воздуха и перепады температур всегда провоцируют сильные туманы, а в них видимость снижается в несколько раз. Так как же правильно ездить в таких условиях, чтобы не попасть в аварию?
Теплая осень – это неплохо, так как предоставляет возможность наслаждаться красотой и теплом золотой поры года, но вот для автомобилистов подобная погода всегда ассоциируется с целым рядом разных сложностей. В первую очередь надо отметить, что уже многие автолюбители успели переобуться в зимние покрышки, а они как известно не являются эффективными, когда температура воздуха на улице поднимается до +7 и выше градусов, ведь машины в такую погоду на зимних шинах тормозят очень плохо. Но кроме этого осенью появляются еще и сильные туманы, спровоцированные высокой влажностью воздуха и перепадами температуры, в таких условиях видимость сокращается в несколько раз, и водителям становится очень сложено ездить. Туман может значительно усугубиться сумерками из-за сокращения светового дня. Но даже это еще далеко не все неприятности, так как в межсезонье часто начинаются сезоны проливных дождей, а значит, дороги могут подмерзать с ожидаемыми понижениями температуры.
Отметим, что к повышению аварийности на дорогах приводит любой из перечисленных выше факторов, но осенью, когда они действуют одновременно, даже самые мелкие ошибки водителей все чаще заканчиваются трагично. Но в межсезонье особо осторожными также должны быть и пешеходы, так как в плохую погоду увеличивается количество аварий с их участием. Так как же можно адаптироваться к новым погодным условиям, чтобы не стать участником ДТП?
1. Безопасная скорость. Наверное, все знают о том, что всегда следует соблюдать скоростной режим, при этом скорость должна быть безопасной. Но как же, можно определить безопасную скорость в усложнившихся условиях – на скользком асфальте, в тумане и сумерках? Если обратится к здравому смыслу, то безопасная скорость будет такой, при которой водитель без проблем может остановить транспортное средство, чтобы в случаях возникновения на своем пути внезапных препятствий избежать столкновения. Все опытные водители, прежде чем отправится в дорогу, сначала проводят проверку на безопасном участке дороги, для этого они резко нажимают на педаль тормоза, дальше судят, если их тормозной путь составляет меньше расстояния видимости, то скорость была правильно выбранной. Эксперты советуют, что при видимости 150 метров, тормозной путь должен составлять максимум 40 метров.
Но какие бы результаты испытаний не были, а специалисты рекомендуют держать дистанцию до идущей впереди машины на скользкой дороге как минимум в три раза больше, чем на обычном сухом покрытии. К примеру, на сухом асфальте тормозной путь машины составляет 42 метра, на мокром асфальте – 52 метра, в то время как на обледененной дороге – 86 метров. Также следует учесть, что из-за темного времени суток, наличия «мертвых зон» на дороге (зеленые насаждения, припаркованные автомобили) и плохих погодных условий (метель, туман, дождь) расстояние видимости значительно сокращается.
Зачастую в транспортных потоках один автомобиль едет прямо за другим, дистанция между ними ограниченная, к тому же ситуация зачастую усугубляется еще и сильно стесненными условиями для маневрирования. Подобные условия полностью лишают водителя возможности для выбора скорости, ведь она полностью зависит от машины лидера, находящейся в самом начале потока и любые попытки опередить или же обогнать транспортные средства способны привести к ДТП.
Следует учесть, что в потоке можно оставаться лишь при движении автомобиля лидера с безопасной скоростью. В том случае, когда лидирующее авто «летит», то смысла гнаться за ним нет, к тому же любые резкие маневры в потоках приводят к массовым ДТП, ведь в условиях ограниченной видимости водители тех транспортных средств, которые движутся сзади, не имеют возможности увидеть что впереди потока ситуация изменилась, а как известно на скользких дорогах тормозить всегда весьма сложно. От группы можно оторваться очень легко, для этого надо перестроиться в правый ряд и на протяжении минуты постоять там.
2. Надо протереть изнутри стекла. В период межсезонья одной из наиболее распространенных проблем считается запотевание боковых передних стекол и лобового стекла. Конечно, водителю не стоит ездить с грязными изнутри стеклами, ведь это ухудшает видимость.
Причиной запотевания стекол машины является перепад температур между салоном и улицей. Наиболее простым способом избавиться от такой проблемы считается направление сильного потока воздуха на стекло, при этом переключатель забора воздуха необходимо переводить в положение «улица». Подобная мера может и не помочь, особенно если вы владеете новым авто с салонным фильтром, который вы не меняли предыдущие 20-25 тыс. км пробега, ведь фильтр будет нуждаться в замене.
Хорошей профилактикой от данной проблемы считается также и обработка специальной жидкостью всех стекол машины изнутри. Но прежде чем нанести спецсредство, стекла нуждаются в хорошей мойке, причем в процессе следует использовать чистящее обезжиривающее средство для окон или хорошо протереть стекло бумагой после промывки, в противном случае могут остаться разводы.
3. Необходимо проверить лампы. Мелочь наподобие выхода из строя лампочки ближнего света способна превратится в огромную проблему, особенно далеко от дома на шоссе, к тому же вечером при густом тумане или во время дождя. При наличии запасного комплекта, каждый водитель вполне может самостоятельно поменять перегоревшую лампочку. Но что делать, когда нет запчасти? В таких случаях эксплуатация транспортного средства согласно закону считается невозможной, поэтому водителю придется либо брать машину на буксир, либо вызывать эвакуатор, либо ждать утра. Но многие автомобилисты находят еще один выход – рискуя, продолжают ехать дальше с одной рабочей фарой. Но прежде чем решится на подобный шаг необходимо учесть, что при ограниченной видимости водители встречных машин могут неправильно определять габариты вашего авто, то есть могут перепутать вас с мотоциклистом, что может привести к ДТП. Еще более опасной считается езда с неработающими задними фонарями, так как в тумане подобные транспортные средство неожиданно возникают будто фантомы, поэтому замечают их водители остальных авто уже очень поздно. Не надо забывать и о существовании противотуманных фар, если их включать при плохой видимости, то это не только поможет вам в езде, но и позволит другим участникам дорожного движения идентифицировать вашу машину на дороге.
Ну и, конечно же, если летом некоторые водители могли позволить себе перестраиваться, не включая указатель поворота, то в межсезонье подобная лихость может приводить к ДТП с тяжелыми последствиями.
4. Как ездить в тумане? Согласно мировой статистике, около 77% их всех аварий, происходят именно в тумане во время ударов с впереди идущим транспортом. При составлении данной статистики выяснилось еще кое-что: некоторые водители пытались добросовестно выдерживать правильное, то есть безопасное расстояние между автомобилями, но они никак не могли догадаться, что в тумане для человеческого глаза почти все предметы кажутся удаленными в несколько раз, чем есть на самом деле. Туман значительно закрывает ориентир, ухудшает видимость и к тому же изменяет окраску цветов, исключением стал только красный цвет. При езде в тумане водитель должен знать, что зеленый цвет становится желтоватым, а желтый – красноватым, поэтому на светофорах лучше быть более осторожным.
Видимость не улучшает и включение дальнего света фар, ведь свет способен отражаться в мелких каплях воды и слепит водителя, создавая непрозрачную среду. Учитывая это в тумане необходимо ехать исключительно при ближнем свете фар, он хоть немного осветит дорогу. Но лучше всего включать противотуманные фары с широким и низким пучком света. Их желательно включать весной, зимой и осенью, а днем лучше всего с ближним светом. Таким образом, водители встречных автомобилей и тех авто, которые едут сзади смогут заранее увидеть вашу машину и принять нужные меры безопасности. Только следует отметить, что в тумане чаще всего появляются такие ситуации, когда вас никому не видно и когда вам ничего не видно. Если такое наблюдается, тогда лучшим выходом будет включение аварийки, так как оранжевые и мигающие огни можно увидеть даже в слишком густом тумане.
5. Не надо забывать об «аварийке». В условиях тумана в темноте на неосвещенных участках дорог, езда на машине в любом случае считается опасной, поэтому нельзя оставлять авто неосвещенным. Если вам надо остановиться, то лучше всего искать паркинги, примыкающие к трассам или заезжать на заправки, где сможете безопасно отдохнуть и перекусить.
Но бывают такие ситуации, когда водителям приходится останавливать свое транспортное средство в таких местах, где согласно правилам дорожного движения остановка считается запрещенной, особенно из-за возникшей поломки. Если такое случилось, то водителю следует выставить позади авто знак аварийной остановки на расстоянии 26-30 метров или поставить красный мигающий фонарь. Вот только нельзя останавливаться за поворотами, особенно закрытыми.
6. Тормозить следует мотором. Лишь немногие водители могут сохранять контроль над транспортным средством в экстренных ситуациях, особенно касательно приемов торможения. Причин этому существует много, это может быть связано с излишней верой водителя в электронные системы безопасности или же с неправильными навыками, которые были привиты в автошколе. В случае появления препятствия на дороге водитель лишь нажимает на тормоз, для своевременной остановки этого вполне достаточно летом на сухой дороге, но если дорога скользкая, то машина, не оснащенная системой АБС сразу идет юзом, или же увеличивается тормозной путь на несколько метров. Специалисты рекомендуют тормозить только короткими качками, при сильном нажатии на педаль ее нужно отпустить несколько раз, делать так, пока авто полностью не остановится, а подтормаживание надо применять легким и плавным нажатием на педаль тормоза. Чтобы повысить эффективность торможения надо использовать торможение силовым агрегатом, переходя с высокой на пониженную передачу. Педаль сцепления нельзя нажимать до полной остановки машины, пусть даже мотор заглохнет, те сантиметры, которые водитель сумеет сэкономить могут спасти от столкновения.
Если вы установили зимние шины, то при выборе скорости езды надо учесть, что тормозной путь транспортного средства увеличивается на 5-6 метров для шипованных покрышек, на 2-3 метра для европейских шин и на 3-4 метра для арктических покрышек.
7. Отдельного внимания заслуживают пешеходы. Осенью и весной увеличивается количество аварий с участием пешеходов. Основной причиной этого считается то, что вечером быстро темнеет, и они быстро перебегают дорогу по пешеходному переходу. Но это далеко не се нарушения со стороны пешеходов, ведь они могут выходить на дорогу из-за стоящих машин, которые сильно ограничивают видимость водителя или же переходят дорогу в неустановленных местах, причем близко к приближающемуся транспорту. Водители должны помнить, что вечером очень плохо видно людей в темной одежде, а если ситуация усугубляется туманом, то пешехода можно не увидеть вообще.