Действительно ли азот может стабилизировать давление, замедлить старение резины и снизить взрывоопасность?
Многие автолюбители задают экспертам вопрос «Что лучше для шин: азот или воздух?» Попробуем разобраться в этом, и понять стоит ли на самом деле заменять всем привычный воздух азотом, тратя при этом время и дополнительные средства. Вообще, будет ли заметно хоть какое-то улучшение после данной процедуры?
Менеджеры, работающие на шиномонтажных станциях, уверяют, что благодаря накачиванию покрышек азотом можно существенно улучшить технические показатели резины. Они уверяют, что это позволяет добиться снижения взрывоопасности, стабилизирует давление, а также способствует замедлению старения шин.
Попробуем отдельно рассмотреть все из таких утверждений. Пожалуй, начнем именно со стабилизации давления. Для того чтобы подробно разобраться в таком вопросе можно вспомнить уроки физики со школы. Тот воздух, который традиционно закачивается в покрышки транспортных средств, на 78% состоит именно из азота и только на 21% из кислорода. Получается, что если использовать традиционный способ и закачивать на шиномонтаже воздух в шины в них будет около 80% азота. Что же касается технического азота, который менеджеры так настойчиво рекомендуют накачивать в колеса, то в нем около 95% азота и только 5% кислорода. Делая из этого вывод, можно сказать, что тезис насчет значительной стабилизации давления выглядит крайне сомнительным, так как разница в содержании азота в двух случаях составляет 17%. Помимо этого, утверждение, в котором говорится, что давление стабилизируется благодаря более низкому коэффициенту теплового расширения азота по сравнению с кислородом, попросту противоречит физике, ведь предполагает, что давление шины остается стабильным при ее нагреве. Вспоминаем физику: закон Гей-Люкса рассказывает, что во всех газах коэффициент объемного расширения является одинаковым, а в законе Шарля говорится, что газ в замкнутом объеме имеет давление, которое прямо пропорционально зависит от температуры. Другими словами при замене воздуха на технический азот это никак не отразится на стабилизации давления в покрышках.
Не верьте, если вам настойчиво говорят, что покрышки накачанные азотом имеют меньшую утечку, а значит, давление можно проверять реже. Если современные бескамерные шины являются исправными, то они способны много лет хранить давление без утечек, но если они не герметичны, то никакой газ, в том числе и азот, не могут исправить ситуацию.
Теперь обращаемся к утверждению, заявляющем о повышении взрывобезопасности за счет азота. В традиционном понимании покрышки и так не взрываются, они лишь могут лопаться, в таких ситуациях давление быстро снижается, но никаких взрывов не происходит. Шины в гонках Формулы-1 накачивают азотом, но только ради пожаробезопасности, а для обычного использования не надо применять таких усиленных мер безопасности.
Последний аргумент, говорит, что азот позволяет замедлить старение резины, а на диски меньше воздействуют коррозионные процессы. И диски и шины подвергаются старению и воздействию коррозии, но в первую очередь с внешней стороны, а не с внутренней. И даже если бы от использования азота была бы хоть какая-то польза, то ее автомобилисты практически не заметили бы.
Вывод: никакого значительного эффекта накачивание покрышек азотом не приносит. От этого не станет ни хуже, ни лучше. Если вы уверенны, что азот эффективен, то все это ваше самовнушение, ведь потраченные деньги нужно как-то оправдывать.