Как нужно действовать в критических ситуациях и когда предпочтительнее тормозить мотором?
Многие начинающие автомобилисты уверены, что для того, чтобы снизить скорость, то есть затормозить, вполне достаточно просто нажать на педаль тормоза. Но на самом деле для данной цели чаще всего используется торможение силовым агрегатом, когда педаль акселератора опускается. В таких ситуациях, если не включено сцепление мотор вместо того, чтобы толкать вперед транспортное средство начинает его тормозить. Особенно данный прием считается эффективным при включении второй или первой передачи. Когда подобного торможения мотором является недостаточно надо применить ножной тормоз.
Торможение двигателем следует использовать умело и очень осторожно. Бывают случаи, когда это может приводить к возникновению аварийной ситуации. К примеру, если резко сбрасывать газ на гололеде или же на мокром дорожном покрытии, то колеса ведущей оси машины начинают скользить, из-за чего она уходит в занос.
Но не только использование торможения мотором может быть опасным, это также касается и неправильного использования ножного тормоза. Если резко нажать на педаль вес транспортного средства начинает перераспределяться на переднюю ось, в то время как задние колеса серьезно разгружаются и из-за этого теряют оптимальное сцепление с дорожным полотном. Подобное торможение ожидаемого эффекта не дает, ведь передние колеса могут переходить в «юз». Авто вообще может начать движение в произвольном направлении и полностью выйти из-под контроля. Чтобы предотвратить возникновение вот таких опасных ситуаций следует нажимать на тормоз длительно, а не резко с короткими отпусканиями педали и повторением нажатия, следует тщательно контролировать направление машины и ни в коем случае не допускать блокировки колес. Применяя прерывистое торможение, можно равномерно распределить вес автомобиля на все колеса, а колеса ведущей оси все время будут управляемыми.
Временами бывает очень сложно избегать срочных торможений, а иногда и невозможно. Но подобный маневр рекомендуется использовать лишь при крайней необходимости, для более быстрой остановки транспортного средства и не надо забывать насколько он рискованный. Для резкого торможения необходимо упереться левой ногой в пол и пытаться удержать тело, которое по инерции начнет устремляться вперед. При возникновении заноса педаль тормоза необходимо отпустить, это поможет восстановить контроль над транспортным средством. Но как бы там ни было, а ситуации, в которых надо использовать экстренное торможение необходимо избегать. Начинающим водителям следует научиться правильно выбирать оптимальную скорость для передвижения, которая должна напрямую зависеть от условий езды, ее необходимо рассчитывать таким образом, чтобы всегда оставалась возможность для постепенного торможения.
Начиная торможения, важно учесть длину своего тормозного пути. Для приблизительного расчета торможения следует разделить скорость транспортного средства на 10, а полученный результат умножить на такое же число, то есть сам на себя. К примеру, когда скорость составляет 50 км/ч, то тормозной путь будет составлять около 25 метров, а если скорость 80 км/ч – 64 метра. Разумеется, данные цифры не точны, так как тормозной путь всегда зависит от многих факторов: шины. Состояние дороги, тормозная система авто и т.д. Не забывайте, что в действительности полученные цифры могут отличаться.
Отдельным пунктом идет аварийное торможение, водителям его приходится применять если тормозная система отказывает. Если такая неприятность произошла с вами, главное нельзя паниковать, категорически запрещено бросать управление машиной. В таких ситуациях можно пробовать использовать торможение стояночным тормозом. Еще есть контактный способ остановки с использованием разнообразных препятствий, а в критических ситуациях даже других машин. Если удар является неизбежным, то всегда нужно стараться избегать лобового столкновения, попытайтесь сделать так, чтобы контакт прошел по касательной.
Подвоя итог под всем вышесказанным начинающим автомобилистам можно дать следующие рекомендации: если условия нормальные, значит, тормозить необходимо очень плавно, прежде чем начинать торможение надо обязательно посмотреть в зеркало заднего вида, педаль сцепления следует нажимать лишь в те моменты, когда транспортное средство уже почти полностью остановилось. Непременно научитесь правильно использовать прерывистое торможение. Для выведения из заноса колес задней оси следует прекращать торможение и как только машина выправит собственную траекторию, можно возобновлять торможение.