Нынче цена на химические компоненты, предназначенные для приготовления «суррогата», то есть разбавления топлива продолжает оставаться неизменной, поэтому мошенникам удается неплохо зарабатывать на разбавлении горючего дешевой химией. Очень часто заправки торгуют топливом, которое не дотягивает до стандарта, к примеру, они реализуют 92-й или даже 80-й бензин под видом 95-го, либо продают топливо с превышенным содержанием ароматических углеродов или серы. Вполне понятно, что транспортное средство, в которое было залито подобное горючее, незамедлительно дает об этом знать: неустойчиво работает на холостых оборотах, плохо реагирует на нажатие педали газа, с выхлопной идет сизый дым.
Есть такие эксперты, которые советуют автовладельцам в случае залива некачественного горючего использовать присадки, которые как указывается на этикетках, имеют защищающие и очищающие свойства. Но нужно понимать, что не все присадки являются одинаковыми, к тому же, даже самые полезные химические вещества добавлять необходимо в строгих пропорциях. Ведь история знает много случаев, когда водителям после добавления присадок в топливные баки своих авто приходилось посещать СТО для замены бензонасоса, дозатора распределителя, форсунок. Но это еще не самое страшное, ведь существуют такие химические элементы, которые не только вредят силовому агрегату, но и здоровью водителя, а также окружающей среде.
Так как же не приобрести вредные присадки? Есть ли какая-нибудь методика выбора не вредной автохимии? Как приготовить присадки, прежде чем добавить их в топливный бак? И действительно ли присадки имеют положительный эффект от применения?
Итак, как выбрать качественную и безопасную присадку? В первую очередь следует сказать, что в продаже не бывает бензина без присадок, иначе такое топливо очень быстро потеряло бы свое свойство. Также следует понимать, что все без исключения существующие присадки ядовиты, хоть и в разной степени. На нефтеперерабатывающих предприятиях в товарный бензин сразу добавляют весь комплекс химических веществ в определенной пропорции, поэтому если автовладелец будет добавлять присадки в качественный бензин, то может навредить своему транспортному средству, ведь известно, что при превышении оптимальной концентрации все «полезные» вещества превращаются во вредные.
Что же делать, при заливе некачественного горючего? В своих мнениях эксперты категоричны: надо сразу слить такое топливо. Вот только в реализации подобная рекомендация сложна. Но можно ли в данном случае добавить какую-нибудь присадку, чтобы не снимать бензонасос и топливный бак?
Если необходимого топлива нет в продаже, в редких случаях повысить октановое число можно присадками 1,2-1,7 единицы. Вот только согласно результатам исследований ощутимый результат дают исключительно те присадки, в которых содержится железо и антидетонатор аминного типа.
Опыт многих автомобилистов показывает, что машины безболезненно переживают только добавление моющих присадок и то тех, которые реализуются под известными европейскими марками. Они имеют следующую классификацию: очистители элементов камеры сгорания и очистители элементов топливной системы. Зачастую такие присадки имеют в своем составе моющий компонент, в его роли чаще всего выступает ПАВ, поглотитель воды (деэмульгатор) и ингибиторы коррозии. Подобная химия способна «разрыхлять» лаковые отложения, нагар, а их мелкие частицы попадают в цилиндр потоком топливной смеси и там сгорают. Вот только на старых транспортных средствах их лучше не использовать. Ведь активная формула подобных комплексных очистителей будет «отъедать» с поверхности трубопроводов и топливного бака скапливающуюся при эксплуатации авто грязь, которая будет путешествовать с горючим по топливной системе машины и засорит фильтрующий элемент, что может привести к поломкам топливной аппаратуры.
Что можно заливать в бензобак? В торговых точках часто продают вредные для транспортного средства вещества. Конечно, об этом не пишется ни на одном из них, поэтому единственным выходом для автовладельца является внимательное изучение состава. К примеру, в тех таблетках, которые предназначены для добавления в топливо (обещающие экономию до 30% бензина) главным действующим веществом является нафталин, который очень вредный для топливной системы. А присадки, продающиеся в жидком виде, могут иметь в своем составе этил.
Как самостоятельно «приготовить» топливо? В случае с присадками пословица, в которой говорится, что кашу нельзя испортить маслом, абсолютно не работает. То, сможет ли залитая присадка оправдать возлагаемые надежды или наоборот окажется бесполезной, зависит именно от точности дозировки. Так как же не ошибиться?
Надо внимательно читать этикетку. Чаще всего ошибка возникает из-за привычки заливать все, что попадается под руку, без учета рекомендаций завода-изготовителя автомобиля. Каждый производитель советует разные пропорции, начиная с 4,17 мл/г и заканчивая 8,1 мл/л, а ведь если превысить содержание такого вещества, то это способно моментально вывести из строя свечи зажигания.
Всегда нужно знать меру. Очень часто на пачках флакона присадки указываются мерные деления. И даже если автомобилист их учитывает, то еще надо узнать количество топлива в баке, так как датчик горючего на панели приборов указывает только приблизительное количество бензина, которое с реальным может расходиться в 5-8 литров. Специалисты советуют смешивать топливо еще до того как оно попадает в топливный бак, так будет меньше шансов ошибиться, для этого отлично подходит канистра. После того как присадка будет залита в топливо надо тщательно поболтать смесь, чтобы все вещества тщательно перемешались.
В каких случаях можно обойтись без присадок? При обсуждении качества горючего на многих интернет-форумах некоторые автовладельцы советуют лить вместо топлива марки АИ-95, 92-й бензин. Они аргументируют свою точку зрения тем, что это одно и то же топливо, только в нем отсутствуют вредные для мотора присадки, добавляемые на нефтебазах и заводах. К тому же так получается дешевле. Но использование 92-го бензина без присадок приводит к еще более печальным последствиям. Проблема в том, что октановое число считается показателем стойкости топлива к детонации, то есть определяет способность бензина сопротивляться произвольному воспламенению во время сжатия. Благодаря высокой стойкости горючего к детонации обеспечивается его хорошее сгорание на любых режимах эксплуатации мотора. В своих стремлениях увеличить коэффициент полезного действия силового агрегата автомобиля, производители повысили его рабочую температуру и степень сжатия из-за чего современные двигатели требуют высокооктановых сортов бензина. Если заправить современный мотор топливом с низким октановым числом, чем то, которое требует производитель, существенно повышается вероятность появления самовоспламенения горючего. Все это ведет к повышенному износу и перегреву силового агрегата, но в некоторых случаях могут случаться и локальные разрушения.
Итак, присадки, которые не рекомендуется использовать:
«Этил» (Тетраэтилсвинец)
Преимущества: повышает мощность, снижает шумность и дымность. Может повышать стойкость керосина к детонации (из него иногда изготавливают бодяжный бензин) и подавлять детонацию в силовом агрегате.
Недостатки: для человека это очень сильный яд, который способен переходить в моторе в парообразное состояние и проникать в организм через дыхательные пути. Также он может просачиваться через кожу. Вызывает отравление, поражает нервную систему, может приводить к инвалидности и даже смерти.
Спирт
Преимущества: если добавить в топливо 5-20% спирта, его октановое число увеличивается на 3-8 единиц, при этом повышается коэффициент полезного действия мотора, его мощность и улучшается процесс сгорания.
Недостатки: он оказывает слишком сильное разъедающее влияние на прокладки мотора. Если влить его слишком много, то в цилиндре компоненты бензина не будут смешиваться, из-за этого снизится октановое число, появится стук клапанов и детонация.
Нафталин
Преимущества: если добавить на 10 литров топлива 500 г нафталина можно увеличить октановое число на 3-5 единиц.
Недостатки: после себя нафталин оставляет большое количество нагара и тем самым увеличивает количество вредных выхлопов. К тому же он способен кристаллизироваться и забивать систему подачи бензина: от шлангов и бензонасоса до форсунок.
Метилбутиловый эфир (ацетон)
Преимущества: его использование в незначительных количествах допускается для повышения октанового числа.
Недостатки: зачастую его добавляют на заводах, поэтому если автовладелец самостоятельно добавит еще флакончик в топливный бак, то можно получить значительное превышение оптимальных норм из-за чего в системе образуются вредные вещества и октановое число быстро снижается.
Марганец
Преимущества: может увеличить на 3-6 единиц октановое число.
Недостатки: способен выводить из строя свечи и нейтрализаторы, в результате мощность мотора снижается, а выхлоп приобретает сизый цвет.
Толулол, бензол
Преимущества: на 10% повышает октановое число.
Недостатки: считается сильным растворителем, поэтому может уничтожать эластичные детали силового агрегата и способствует активной коррозии.
Ферроцен
Преимущества: может повысить октановое число от 4 до 5 единиц.
Недостатки: если его использовать, в цилиндрах и на свечах появляется красный нагар, это значительно снижает срок службы двигателя.
Обратите внимание, что некачественное топливо, в которое были добавлены присадки, по сравнению с заводским способно проводить электричество. Это может привести к самовозгоранию.
Присадки, которые являются условно рекомендуемыми:
ММА (Монометиланилин)
Преимущества: в небольшой концентрации он не является вредным для двигателя (до 1,3%), помогает снижать детонацию.
Недостатки: если в моторе его содержание превышается, возникает нагар, а это уже ведет к «зависанию» клапанов. Помимо этого ММА еще и принято относить к категории ядов и когда человек вдыхает вредные пары, он может серьезно отравиться.
МТБЭ (Метилтретбутиловый эфир)
Преимущества: он полезен для мотора своим высоким октановым числом, которое больше 110 единиц. В нем содержится кислород, и он позволяет обеспечить хорошее сгорание топливной смеси, и снижает выбросы вредных веществ.
Недостатки: при повышенном содержании более 15% приводит к увеличению выбросов окиси азота и снижает мощность. Помимо этого, бензин, который имеет повышенную концентрацию МТБЭ еще и ускоряет процесс коррозии и агрессивно воздействует на уплотнители топливной системы.
Моющие присадки
Преимущества: они считаются сбалансированным пакетом, состоящим из ингибиторов коррозии, моющего компонента, в его роли обычно выступают поверхностно-активные вещества и поглотителя воды (деэмульгатора). Моющие присадки обладают разрыхляющими действиями для лаковых отложений и нагара, а их частицы благополучно сгорают в цилиндрах, куда отправляются потоками топливо-воздушной смеси.
Недостатки: передозировка, составляющая больше 10%, может быть причиной того, что мотор не будет заводиться.