Если вы решили вцепиться на буксир, то должны знать, что ездить следует по всем правилам, а обычный трос разрешается использовать не всегда.
Случаи бывают разные и это отлично известно автомобилистам, именно поэтому почти каждый автовладелец (особенно водители старых машин) в багажнике возят с собой набор определенных инструментов, предназначенных для устранения поломок в пути. Но, к сожалению далеко не все неисправности можно устранить на обочине дороги. Так как при более-менее серьезной проблеме водитель начинает думать, как можно доставить автомобиль до сервиса. Подобная проблема может появиться даже у владельца нового транспортного средства вследствие мелкой аварии или же заводского брака.
Наиболее простым способом является буксир – надо напроситься на буксир к кому-нибудь. Практика показывает, что коллеге, попавшему в беду готовы помочь многие автовладельцы, вот только не у каждого в наличии есть трос. Но даже если он есть, то его использование может быть противопоказанным, согласно ПДД, к примеру, запрещено использовать гибкую сцепку при определенных технических неисправностях. Что касается новичков, то у них перед подобными проблемами появляется еще и психологический страх, они не знают как правильно буксировать машину. Итак, какие же нюансы буксировки должен знать каждый водитель?
По своей сути буксировка неисправной машины является довольно простой операцией, но если допустить ошибку, то возможны неприятные последствия. К примеру, когда транспортное средство на большой скорости в повороте отрывается от буксира, ведь кусок металла весом полторы тонны может вылететь на тротуар или обочину с дороги. Согласно закону штраф за нарушение правил буксировки машины такой самый, как и за превышение скорости. Согласно правилам дорожного движения буксирующее транспортное средство должно быть полностью исправным и должно передвигаться с включенным ближним светом. А вот буксируемая машина обязана ехать ночью с включенными габаритами, а днем – с включенной аварийной сигнализацией.
В случае неисправности проводки, водителю следует закрепить знак аварийной остановки на видном месте. К состоянию буксируемого авто существует одно достаточно важное требование: когда используется гибкая сцепка, то есть трос, рулевое управление и тормозная система должны быть полностью исправны, а при использовании жесткой сцепки, исправным обязано быть только рулевое управление. Следует добавить также, что нельзя буксировать транспортное средство на гибкой сцепке в гололед, а летом нельзя буксировать автомобиль в дождливую погоду, ведь не стоит забывать, что на мокром асфальтовом покрытии тормозной путь становится длиннее на 40-50%.
Из практики известно, что за нарушение правил буксировки автомобиля инспекторы ГИБДД в редких случаях останавливают автомобилистов, но не надо забывать, что правила дорожного движения были написаны кровью их нарушителей, поэтому лучше не рисковать.
Известно, что даже у самых опытных автовладельцев при буксировке могут возникать проблемы, связанные с использованием некачественного троса для гибкой сцепки. Зарубежные СМИ протестировали буксировочные тросы и сделали вывод, что в ценовом сегменте до 15 долларов все они являются одинаково некачественными, это относится к изделиям отечественных и китайских производителей. Основная проблема данных изделий заключается в том, что при такой стоимости для изготовления тросов используют дешевый материал, в результате такие веревки при сильном растягивании и резком рывке могут разрываться. Ничуть не лучше обстоят дела и с металлическими крючками, которым тоже свойственно гнуться и ломаться. Надо отметить, что из строя могут выходить даже тросы, состоящие только из металла по такой стоимости – их стальные проволоки при сильном растягивании могут разрываться.
Учитывая это обстоятельство, эксперты советуют применять при буксировке только дорогие изделия. Впрочем, когда иного выхода не существует, то на ближайшей заправке или автомагазине, где продают только низкокачественный материал, можно приобрести такой трос, вот только буксировать транспортное средство на нем придется без любых рывков и лишь на небольшой скорости.
Почти все специалисты заявляют, что буксирующим и буксируемым авто должны управлять исключительно опытные водители, которым хорошо известен маршрут передвижения. Это конечно правильный совет, но он имеет одно «но». На самом деле на практике транспортные средства ломаются именно у новичков, поэтому нет возможности усадить за рулевое колесо опытного автомобилиста. Помимо этого чаще всего машины ломаются именно в незнакомых местах, по закону подлости. Поэтому новичкам не стоит бояться и следует спокойно садиться за руль буксируемой машины, не забывайте, что все опытные водители делали это когда-то впервые, поэтому в этом ничего страшного или опасного нет, с помощью троса можно легко откорректировать дистанцию, а в процессе буксировки четко повторять все движения впереди идущей машины. Вот только предварительно следует договориться с водителем машины-буксира о маршруте передвижения, причем выбирать его необходимо так, чтобы как можно меньше попадалось на пути крутых и затяжных спусков/подъемов, перекрестков с интенсивным движением и разворотов.
Прежде, чем отправится в путь, водители должны между собой договориться о том, какие знаки они будут подавать друг другу: о движениях с открытого окна, световых сигналах и т.д.
Правила дорожного движения требуют, чтобы буксировочный трос или «галстук» как его называют водители, должен оснащаться флажками – через каждый метр по одному флажку, получается, что если трос имеет стандартную длину в шесть метров, то на нем необходимо разместить четыре красно-белых флага. К сожалению, у нас в автомагазинах таких тросов почти невозможно найти, поэтому ночью трос, загрязненный в дорожную пыль может быть не виден остальным участникам дорожного движения. Из-за чего некоторые водители могут пытаться вклиниться между буксируемым и буксирующим автомобилями. Если вы ощутите подобное намерение, нельзя допустить такое всеми силами: используйте сигналы клаксона, откройте окна и показывайте разные жесты, если приличные не помогают, надо использовать и неприличные, главное обратить на себя внимание, чтобы не допустить столкновения. Кстати, всем водителям, которые перед собой видят автомобиль с включенной аварийкой, при обгонах надо быть очень внимательными, так как с ним может быть связан впереди идущий авто, в прямом смысле слова. Если вы следуете за сломанной машиной, то надо понимать, что в любое мгновение трос может оборваться, значит, лучше не рисковать и увеличить дистанцию, так как при обрыве троса водитель сломанной машины начнет резко тормозить.
Для водителя машины-буксира одним из наиболее сложных заданий является тронуться с места. Дело в том, что любое неверное движение способно нанести вред сцеплению или же приведет к тому, что транспортное средство тронется очень резко и трос лопнет. Учитывая это, стартовать следует предельно плавно, надо обязательно натягивать буксировочный трос и немного придерживать педаль сцепления, после чего ее можно отпустить, после этого добавляем газ, причем немного больше обычного.
Во время езды водитель буксировочной машины должен максимально быстро переключаться, ему нужно плавно пользоваться сцеплением, не допуская провисания троса и сильных рывков. Силовой агрегат необходимо удерживать на высоких оборотах. Нужно сказать, что во время пробуксовки существенно увеличивается нагрузка на мотор, а также коробку передач ведущей машины, поэтому водителю следует контролировать температуру охлаждающей жидкости.
А вот основным заданием водителя буксируемого автомобиля является слежение за постоянным натяжением троса. Подчеркнем, что при сильном провисании буксировочного троса, тот способен намотаться на колеса автомобиля, а может и запутаться в элементах подвески. В результате получаем потерю траектории и обрыв троса. Тормозить нужно так само плавно, исключив любые резкие нажатия на педаль. Помните, что при выключенном силовом агрегате также не работает и гидравлика, из-за этого тормоза и рулевое колесо становятся тяжелыми и тугими.
А вот транспортные средства, оборудованы автоматическими коробками передач имеют свои нюансы буксировки. Водителям таких машин можно лишь посочувствовать, особенно если их «железный конь» из строя выходит, к примеру, на трассе, вдалеке от сервиса. Проблема в том, что производители транспортных средств обычно сильно ограничивают ту дистанцию, на которую можно «тащить» такую машину цифрами 50-100 км, причем буксировка является крайней мерой, когда отсутствует возможность вызвать эвакуатор. Если не выполнять данную рекомендацию, шестерни автоматической коробки передач рассыплются в буквальном смысле, из-за сухого трения, которое происходит из-за отсутствия смазки.
Как уже упоминалось, если нет иного выхода, то такие транспортные средства на буксире следует тащить до ближайшего сервиса на минимальной скорости около 30 км/ч. Будет очень плохо, когда поломка случится в какой-то глуши, где отсутствует эвакуатор, сервис и квалифицированные механики для ремонта. Но даже в такой ситуации существует выход, наши умельцы делают так: сначала отсоединяют от приводов внешние гранаты, после этого крепят их подручными средствами, что позволяет транспортировать машину без ущерба для техники на «галстуке» на любое расстояние. Вот только надо сказать, что подобный способ может выручить лишь на переднеприводных автомобилях.
Вызов эвакуатора является недешевым решением, хотя и довольно простым. Можно ли сэкономить? В самом начале необходимо найти страховой полис и позвонить в компанию. Сегодня многие страховые компании оказывают своим клиентам информационную поддержку и даже берут на себя затраты, они даже могут сами вызывать эвакуатор. Если в условиях вашего страхования такой услуги нет, значит надо попытаться добраться до ближайшей заправки, чаще всего там есть контакты или реклама ближайшей СТО. Соответственно услуги механиков могут обойтись намного дешевле, чем вызов эвакуатора со своего города.