В критических ситуациях обычно все решают мгновения, именно поэтому у водителя не остается времени на раздумья, значит, залогом успеха в экстремальных случаях является умение точно и быстро действовать. Автомобилисты могут добиться мгновенной реакции, быстродействия и правильного выбора нужного маневра путем регулярных тренировок на автодромах. По книге этому никак не научишься, надо использовать еще и безопасную площадку.
Доля тех транспортных происшествий, которые случаются именно из-за отказов работы машины является сравнительно небольшой и составляет 3-5% от всех ДТП, но их тяжесть достаточно высока и занимает 4-5% погибших от общего числа и 8-10% раненых.
Самыми частыми и типичными техническими поломками машин, которые приводят к авариям, считаются внезапные разрывы шин, поломки подвески, узлов рулевого привода, отказы тормозной системы отрыв колеса.
Если лопнула шина. При внезапном проколе или разрыве покрышки водитель ни в коем случае не должен терять самообладание. Надо помнить, что лопнувшая шина сразу становится центром поворота транспортного средства и чтобы не давать автомобилю самопроизвольно повернуть в сторону поврежденного колеса надо крепче удерживать рулевое колесо и стараться изо всех сил удержать авто на своей полосе. Вполне возможно для этой цели автомобилисту придется приложить огромные физические усилия. Именно поэтому водитель должен приучать себя всегда держать рулевое колесо двумя руками, так как многие держат руль только одной рукой, и в подобных критических ситуациях его может выбить из рук.
Если из шины резко выходит воздух, нельзя допускать резкие торможения, так как это лишь усугубляет потерю управления. При поворотах рулевого колеса или резком торможении покрышка может слететь с обода. В такой ситуации необходимо крепко удерживать руль, пытаясь остаться на своей полосе движения, также надо попытаться уменьшить поступление в мотор горючего и начать осторожно и плавно тормозить если авто подчиняется поворотам рулевого колеса. Если же машина бросает со стороны в сторону необходимо сразу отпустить тормоз, а скорость следует снижать мотором, после чего можно опять нажать на педаль тормоза.
При потере управления. Данная неисправность встречается весьма редко, но является очень опасной. Зачастую отказ случается из-за отсоединения в одной из поперечных рулевых тяг или в продольной рулевой тяге. Когда отсоединившееся колесо резко круто развернулось, то если авто идет на высокой скорости к огромному сожалению водитель почти не успевает что-нибудь предпринять. Обычно транспортное средство после потери управляемости опрокидывается. Если такого не случилось, значит, нельзя резко жать на педаль тормоза или совершать какие-нибудь действия рулевым колесом. Скорость следует снижать весьма плавно, а если есть возможность, то попытаться остановить авто при сохранении прямолинейного движения.
Что можно посоветовать неопытным водителям? Если вы уже намерены тормозить в такой ситуации, то делать это нужно до полной остановки юзом. В таком случае колеса обычно скользят, а не катятся из-за чего транспортное средство идет в заданном первоначально направлении юзом. В процессе нельзя отпускать тормоз, пока машина окончательно не остановится, в противном случае она способна «прыгать» в сторону повернутого колеса.
Если отказали тормоза. Если на авто в процессе езды отказывает тормозная система, следует немного покачать педалью тормоза, добиваясь появления в системе давления, которое обеспечит хотя бы легкое торможение. Можно попытаться включить стояночный тормоз, если только на высокой скорости движения его не сорвет. В случае, когда для остановки транспортного средства с помощью двигателя нет ни места, ни времени, будет безопаснее направить авто на груды песка, мелкие кустарники, деревья, в снег и т.д., пытаясь избежать наезда на людей.
Остановить автомобиль, в которого нет тормозов, можно попытаться с помощью рельефа местности, пытаясь направить на подъем. При снижении скорости почти до нуля, транспортное средство необходимо поставить поперек дороги, для того, чтобы оно не скатилось обратно назад, после этого включается задняя передача. При небольших скоростях на плавных спусках, надо постараться включить заднюю передачу и сцепление сразу после первой, делать это надо очень плавно.
Когда отвалилось колесо. Плохо закрепленное колесо обычно не отваливается сразу. А изначально издает характерные звуки, например если скорость 50 км/ч и меньше, то в передней подвеске машины возникает беспорядочный стук, при больших скоростях до 80 км/ч при попытке малейшего изменения скорости возникают цокающие звуки, причем на рулевом колесе водитель будет ощущать толчки. Примерно такие же, как при дисбалансе колеса. Если переднее колесо отрывается, то заданием водителя является удержание авто от опрокидывания с помощью оставшегося колеса.