Легендарный 130-ый ЗИЛ – чисто советское детище. Наиболее популярный грузовик в Советском Союзе. Отличная машина, сделана на совесть. ЗИЛ 4314 – опытная модифицированная модель 130-го. Грузоподъемность – 4 тонны, а общая масса прицепа с грузом – 8 тонн. Самосвал оборудован устройством гидравлического типа для выгрузки груза по левую и правую сторону и назад.
По комфортности еще 20 лет назад машина не имела равных, сейчас, конечно, уступает ведущим импортным аналогам, но при этом сильно не сдает свои позиции. Кабина вмещает 3 человека. Зимой водитель может не опасаться холодов, поскольку печка отличается повышенной производительностью, что в принципе не отличается от действительности. Летом обшивка сидений нередко нагревается, и в кабине становится чересчур жарко.
Однако сила 130-го не в этом: отличается он простотой в эксплуатации, надежностью основных систем. Двигатель долговечен, расход масла незначителен, хватает от одной замены до другой. На многих агрегатах стоит масляный фильтр со сменным элементом. Опытные водители говорят, что замена масла производится не чаще раза в 12000 километров. Впрочем, починке и разборке присуща простота. Другое дело – детали, сейчас их уже не выпускают, но найти все равно несложно. На ЗИЛовском 130-ом железе держится множество современных грузовых автомобилей. К тому же, оборудование для него на порядок дешевле. Для сравнения: гидроусилитель руля для ЗИЛа 5301 «Бычка» - 12-15 тыс. р., для 130-го – 7-8 тыс. р.
Продолжая тему гидроусилителя: хотя в то время он был своеобразным ноу-хау в СССР, это не избавило его от стандартных проблем со стартерами в связи с межвитковым замыканием и кронштейном, который требует постоянного ухода.
Однако ничто из этого не умалит главного достоинства легендарной машины. Сколько езжу – не могу найти машины, которая лучше бы подходила для езды на наших дорогах. А на трассе развивает до 100 км/ч. Едет надежно, руль чувствует каждую движение, переключение передач производится легко, правда, с условием двойного выжима сцепления.
Еще одним ноу-хау автомобиля на то время были обмывка лобового стекла и предпусковой подогрев мотора.
Пожалуй, самый главный минус 130-го – это его расход топлива: 30 литров бензина на 100 км, а в случае, если кузов нагружен и наличествует прицеп, то доходит и до 35 литров на 100 км. Поэтому многие владельцы дальновидно переоборудуют свои ЗИЛы на газ, что весьма и весьма удешевляет эксплуатацию.
А в целом – машина хорошая, надежная, отлично справляется с заданиями любой сложности.