Вождение транспортного средства в условиях гололеда
11, Май 2010
С каждым годом увеличивается количество автолюбителей, стирающих сезонные границы и круглый год, эксплуатирующие свои транспортные средства. В центральной полосе Российской Федерации даже уже при наступлении сентября месяца, могут начинаться первые заморозки. А это сулит дорожному покрытию ледяную пленку, которая покрывает эстакады, холмы, мосты и другие дорожные элементы. Отсюда возрастает вероятность аварий и столкновений.
Шины. В условиях сильных морозов, лед обеспечивает шине лучшее сцепление с дорогой, так, как таянье происходит под протектором в меньшей степени, нежели в оттепель. А скользкость ляда зависит от пленки влаги, образующейся под протектором в момент движения.
Резину, не оснащенную шипами, на скользкой дороге лучше "удержит" лед с шершавой поверхностью, гладкий уже хуже, а вот с бугристым, как, например, на булыжной мостовой, вообще практически нет сцепления. Давайте поговорим теперь о самих шинах. Некоторые автолюбители очень сильно заблуждаются в том, что шина с «внедорожным» крупным типом протектора, а также и специальные зимние шины, очень хороши в условиях ледяного покрытия.
А вот на самом деле, на скользком дорожном покрытии, лучше поведут себя шины с насыщенным, мелкорасчлененным протекторным рисунком. Эластичные радиальные шины одни из лучших типов автомобильных покрышек. Но в тоже время даже они не позволят нам получить коэффициент сцепления с ледяным скользким покрытием выше 0,1510,2. В то время, когда нормальное движение колеса переходит в режим скольжения, этот коэффициент значительно снизится. Это может быть торможение с юзом, быстрый старт с эффектом пробуксовки колес и так далее.
На голом открытом льду, от глубины протектора практически ничего не зависит: если при торможении заблокируется, хотя бы передняя ось, транспортное средство станет совершенно неуправляемым!
Самое максимальное сцепление покрышки с дорожным покрытием происходит в момент перехода от обычного поката к скольжению. Это определение также подходит и к ледяному скользкому покрытию. Опытный водитель будет «играть» тормозами, а не давить педаль тормоза в пол и будь, что будет. Это помогает удерживать колеса на грани юза, что представляет собой самое эффективное торможение. Если же надавливать педаль тормоза грубыми резкими движениями, тормозной путь увеличится, в связи с тем, что в определенные промежутки времени вообще не происходит торможение. Но все же, на ледяном покрытии такой вариант более приемлемый, чем торможения с упором педали в пол, заблокировав при этом колеса и доведя транспортное средство до юза. Колеса в процессе юза вообще неуправляемы. Поэтому прерывистый процесс торможения, когда на мгновение ослабляется давление на педаль, более целесообразно, потому, что колеса возвращаются в нормальный режим качения и возвращают автомобилю управляемость.
К слову, если такое прерывистое торможение исполняет мастер автомобильного вождения, Вы, следуя за ним, просто этого не заметите, стоп-сигналы его автомобиля будут сигнализировать непрерывно. Происходит это вследствие быстрого манипулирования педалью тормозного механизма, удерживая тормозную систему на грани юза, в связи с этим, полностью колеса не растормаживаются. Это очень эффективный стиль торможения.
Современные автомобили иностранного производства все чаще и чаще снабжают антиблокировочной тормозной системой, сокращенно АБС. Можно поспорить, что Вы не раз слышали такой термин в комплектации автомобилей. Рассмотрим принцип действия этой уникальной системы. В случае, если в момент торможения какое-то колесо получается заблокированным, датчик, установленный в районе каждого колеса, мгновенно зафиксирует изменение угловой скорости. Бортовой компьютер молниеносно обработает информацию и отдаст команду расторможения этого колеса, для того, чтобы исключить последующую блокировку. Иногда скорость обработкуи этих данных достигает 10115 раз в секунду, при этом на педали тормоза наблюдается эффект "дрожания" под ногой водителя. Ну и итогом всему будет сохранение полного контроля над управлением транспортным средством.
Однако полностью положится на систему, доверить ей чвою жизнь и жизнь окружающих нецелесообразно, потому. Что эффект от торможения зависит не только от этой системы, но еще и от коэффициента сцепления с дорожным покрытием. Поэтому обратите внимание на выбор шин под каждый сезон, и не закрывайте глаза на их своевременную замену. Некоторые из уже довольно-таки опытных автолюбителей отключают в своем автомобиле систему АБС, которая новичкам очень помогает. Но делать это совсем не желательно, опыт это человеческий фактор, может запросто подвести, а вот машина выполняет все четко и вовремя.
Еще один очень эффективный способ торможения в гололед – это торможение двигателем, без выключения зажигания и скорости. Торможение двигателем рекомендуют по следующему принципу и последовательности:
1. Прекратить подачу топлива, отпустив педаль акселератора (при этом не следует выключать сцепление)
2. Нажав на педаль сцепления активировать его.
3. Понизить передачу на возможный уровень, и снова активировать сцепление.
При этом обороты транспортного средства увеличатся, а скорость будет постепенно снижаться, для еще более эффективного торможения понизьте еще передачу. Ко всему этому не помешает и плавное торможение самой рабочей тормозной системой. Все это в комплексе обеспечит довольно-таки эффективную систему торможение, нисколько не уступающую обычному торможению колодками.
Если Ваш автомобиль имеет полный привод, то эффект торможения от обоих способов будет практически одинаковый. Даже если эти способы применить в одно время, эффект замедления останется прежним..Фактически оно задается консистенцией льда и качеством (формой) протектора на шинах.
В связи с тем, что заблокированное колесо на ледяном покрытии полностью теряет управляемость, предпочтительнее применять в такой ситуации торможение двигателем. Но даже при частичном проскальзывании, имеется в виду, торможение рывками, на некоторое время автомобиль становиться управляемым, это тоже эффективно.
Неужели маневр торможения на ледяной дороге будет очень эффективен, если всю мощь сцепления колес потратить исключительно на него? Другими словами поворачиваем руль, при постоянной определенной скорости автотранспортного средства, не увеличивая и не снижая скорость. Попробуйте провести такой опыт на скользкой ледяной площадке. Выберем определенную скорость, к примеру, 20 километров в час, и будем поворачивать руль на заданный угол, но с различными темпами. Если крутить баранку медленно и плавно, автомобиль будет послушно управляться, следуя четко за рулем. Если крутануть резко, машина продолжит траекторию своего движения в том же направлении. Происходит это в связи с тем, что у контакта колес и дорожного покрытия происходит резкий переход в стадию скольжения. Больше всего это заметно при значительном повороте руля с немалым углом.
И какой же в нашем варианте будет наиболее безопасным угол поворота (при скорости 60 километров/час, когда коэффициент сцепления с дорогой на льду будет равняться -0,15)? Если вспомнить уроки по физике в школьные годы то можно привести формулу расчета минимального радиуса дуги, производя по которой движение, транспортное средство не будет терять свойства управления. Произведя расчеты, в итоге мы получим результат - 190 метров! Производить маневры на льду можно, но с крайней осторожностью, очень плавно, без каких-либо резких движений, крайне деликатно – в противном случае можно нажить беды. Кстати говоря, дистанция между машинами на скользком дорожном покрытии должна быть равной двойной скорости движения автомобиля. Например, если вы едите со скоростью 60 километров в час, то Вы должны держать дистанцию равную 120 метрам.