Несмотря на то, что бензин имеет в полтора раза большую энергетическую ценность, нежели этанол (спирт), не следует совсем упускать из виду спирт как топливо для двигателей внутреннего сгорания, ведь он тоже может на что-то сгодиться. Впервые использовать этанол в ДВС предложил Николаус Отто в 1876 году, а в 1908 году Генри Форд вспомнил об этом и тоже предложил покупателям машину на этаноле.
Основной разновидность этанола при его использовании в двигателях внутреннего сгорания является биоэтанол – обезвоженный этиловый спирт, который изготавливается из возобновляемого сырья. Обычно его получают при помощи брожения, гидратацией этилена и гидролизом растительного сырья.
По некоторым параметрам этанол действительно превосходит бензин (например, он имеет октановое число равное 125 единицам), но, как мы уже говорили, отдача бензина в 1,5 раза больше. Иногда этаноловый спирт применяют в качестве присадки для повышения октанового числа бензина, но так как гигроскопичен (т.е. при контакте с водой он начнет вымываться из смеси), при его использовании нужно всегда учитывать этот момент, чтобы топливная смесь не изменяла свои характеристики в процессе работы.
В целом использование этанола очень интересно в плане того, что его запасы практически безграничны и выхлопные газы от двигателя на таком топливе менее токсичны, но, в то же время, снижается мощность двигателя, повышается расход топлива, нужно вносить изменения в двигатель, да и само производство биоэтанола достаточно дорогое.
Другим спиртом, который тоже можно использовать в качестве топлива, является метанол, в основу получения которого положен процесс каталитической конверсии углеводородсодержащих газов и водяного пара. К сожалению, метанол вызывает коррозию деталей двигателя, а так же он очень токсичен (30 мл метанола убивают взрослого человека), поэтому обычно его используют только как топливо для спортивных мотоциклов.