Езда по бездорожью, как проехать на автомобиле по бездорожью
25, Апрель 2010
Практически нет таких людей, которые не любят отдохнуть на природе, а уж если еще и автомобиль есть, то выезды на природу – это норма. Очень приятно приехать в незагаженное место, отдохнуть там, и уехать в город, зная, что в следующий раз опять можно приехать на чистое место, чтобы отдохнуть, а не убираться в лесу для отдыха. И не важно, какое сейчас время года, какая погода и где находится то место и что ждет на пути к нему, ведь за всеми трудностями будет заслуженный отдых. Если добираться туда на машине, то, как правило, у неё должна быть достаточно высокая посадка или, по крайней мере, не заниженная. Обычно все выбирают более-менее доступное для себя место отдыха, поэтому редко кто отправляется на «десятке» или Логане вглубь лесов по тракторной колее, но со временем может случиться так, что там, куда Вы всегда ездили отдыхать, образуется большая колея и различные препятствия. Зимой там могут быть огромные сугробы, весной и осенью грязь, а летом там будут поваленные деревья. Если Вы действительно хотите отдохнуть в том месте, то, конечно же, это не будет для Вас преградой. А для Вашей машины? Пускай не все ездят на джипах, которые проедут где угодно, зато все могут узнать, как именно нужно преодолевать те или иные препятствия.
Теоретический курс изучения основ внедорожной езды должен начаться с определения самых уязвимых деталей автомобиля. Одной из самых уязвимых частей автомобиля являются колеса, которые достаточно легко проткнуть, поэтому всегда следите за дорогой, чтобы случайно не напороться на сучок, торчащий из земли или на другие острые предметы. Одним из самых проблемных мест в этом плане являются лужи, которые под слоем мутной воды могут скрывать как большие сучья, так и мелкие острые предметы типа гвоздиков или битого стекла, которые с одинаковой легкостью проткнут колеса. Если Вы останетесь без колес, то проблемой будет уже не добраться до места пикника, а уже возвращение на трассу, ведь редко кто ездить по лесу.
При прохождении любых водных преград нужно помнить о том, что если Вы перестанете давить на педаль газа, то вода зальет выхлопную трубу и машина заглохнет и не заведется до тех пор, пока Вы не уберете из выхлопной трубы всю воду, а если она целиком под водой, то сделать это практически невозможно. Так же вода может залить распределитель, трамблер, свечки и катушку зажигания.
Теперь давайте разберемся с тем, как же приводятся в движение ведущие колеса и как мы можем управлять этим. Из-за большой частоты вращения двигателя машина не могла бы ездить плавно всегда бы глохла при трогании с места, поэтому в каждой машине есть важный агрегат – коробка передач. На валу коробки передач расположены шестеренки разного диаметра и, соответственно, с разными передаточными числами. Все знают о том, что чем больше номер передачи, тем быстрее скорость автомобиля, но не все знают о том, что чем меньше номер передачи, тем больше тяговое усилие. Самая сильная тяга передается на колеса при движении на первой передаче, поэтому если Вы увидели впереди препятствия, то переключайтесь на первую передачу не только для того, чтобы снизить скорость, а еще и для того, чтобы машина более уверенно двигалась.
Ехать по мягкому грунту рекомендуется только не первой передаче, поскольку колеса постоянно готовы забуксовать и, обычно, уже толкают перед собой валики из почвы, через которые никак не могут перебраться. Если в такой ситуации увеличить скорость автомобиля, то он тут же закопается ведущими колесами в грунт и сядет на ось, а если машина полноприводная, то, скорее всего, она сядет на днище, после чего сдвинуть её с места будет крайне сложно.
Для предотвращения таких опасных ситуаций рекомендуется не нажимать сильно на педаль газа, ведь при движении по мягкому грунту машина и так того гляди зароется, а малейшая пробуксовка будет той каплей, после которой этот процесс будет невозможно остановить. Если машина все-таки начала закапываться, то немедленно остановитесь.
Первым делом нужно выйти из машины и оценить всю серьезность вашего положения. Посмотрите, насколько глубоко сели колеса и что можно попытаться сделать для того, чтобы машина выехала из колеи. Сразу отбросьте мысли о том, что можно сесть в машину, надавить на газ и, авось, она чудесным образом поедет вперед. Нет, она дернется на несколько сантиметров, упрется в почву и окончательно закопается. Попробуйте аккуратно тронутся назад, если, конечно, машина еще не очень сильно закопалась. Возможно, что Вам удастся выехать из колеи и потом опять поехать вперед. Если не получилось, то опять выходите из машины и смотрите, что можно придумать теперь.
Есть мнение о том, что из колеи можно выбраться если вывернуть руль вбок, не обязательно до упора, все зависит от высоты стенки колеи. Но, в случае неудачи, машина в очередной раз закапывается в грунт. Намного она там уже закопалась, не сидит еще на днище? Если нет, то давайте подумаем логически: машина не едет потому, что под колесами рыхлый грунт. Если бы грунт под колесами был бы твердый, то машина бы ехала. Значит для того, чтобы машина поехала, нужно сделать грунт под ней твердым. Закидывайте колею ветками, камнями, досками и т.п., вообщем всем тем, что само по себе твердое. Ни в коем случае не заваливайте колею грунтом, поскольку рано или поздно твердый грунт перемешается с рыхлым и получится, что Вы еще и закопали машину.
Внимание! Очень важно! Если Вы подкладываете под колеса одежду, инструменты, доски и т.п., то никогда и не при каких обстоятельствах не стойте на возможном пути вылета этих вещей из-под колес и ничего не подкладывайте под крутящиеся колеса. Это может стоит Вам жизни!
Если подкладывать под колеса нечего (или практически нечего), то измерейте палочкой или другим подручным средством глубину рыхлого грунта под колесом. Если его не очень много, то можно попытаться устранить его, чтобы машина опустилась колесами на более твердый грунт, тогда будет шанс, что Вы сможете сдать назад. Если у Вас с собой еще и лопатка есть, то это совсем хорошо, ведь тогда Вы сможете не только выкинуть из-под колес рыхлый грунт, но еще и прокопать канавки, по которым можно будет уехать. При помощи все той же лопаты можно даже вперед канавку прокопать, но, обычно, лучше делать это в обратном направлении, так как там-то грунт твердый, раз уж доехали. Но тут может крыться небольшая проблемка: если до этого Вам удалось выбрать оптимальный режим движения, то Вы запросто могли проскочить плохой участок дороги и не заметить его, а при выезде на него машина может застрять там, так что заранее проверяйте, куда будете отъезжать.
Если машина достаточно плотно сидит и у неё механическая коробка передач (сейчас многие начнут грызть локти), то можно выехать раскачав её. Делается очень просто: даете газу и как только чувствуете, что машина уперлась, тут же включаете заднюю и катитесь назад до тех пор, пока машина опять не упрется. Повторяете. В конце концов машина раскачается до такой степени, что одна из колеса перепрыгнут препятствие и машина дальше поедет сама. Если с Вами есть еще кто-то, то они могут помогать автомобилю. Если коробка передач автоматическая, то у Вас ничего не выйдет, так как при переключении передач она будет слишком долго думать (на деле это десятые доли секунды), а за это время машина опять скатится назад, поэтому она будет не раскачиваться, а закапываться вглубь.
В любом случае старайтесь не переусердствовать, если машина ну очень хорошо села, то лучше попробовать поискать помощь, чем пытаться что-то делать самому. Чем глубже она сядет, тем большее усилие нужно. Если Вы сядете на днище на той же самой «десятке», то, вероятно, Вас вытащит джип. Если Вы засели на джипе, то отправляйтесь за трактором, желательно гусеничным. Ну, а если Вы и есть, то у Вас серьезные проблемы.
А что если подготовиться ко всему этому? Да-да, именно к тому, чтобы застрять где-то. Если Вы часто бываете за городом, ездите по пересеченной местности и лесам, форсируете реки и катаетесь по краю болота, то вполне логично, что рано или поздно Вы все-таки застрянете и тогда Вам нужно будет как-то выбираться оттуда. Первое, что нужно возить с собой в таких ситуациях, это штыковая лопата. Крепкая лопата с крепкой ручкой, которую не жалко будет поцарапать, сломать или вообще расстаться с ней. Из учета того, что домкрат и буксировочный трос должны быть у каждого автомобилиста, то остается еще лебедка. Они бывают с электроприводом или с приводом от ВОМ (вала отбора мощности). Второй вариант надежнее и мощнее, но если двигатель не заводится, то и лебедка не будет работать. Чтобы лебедка могла тянуть автомобиль, её нужно за что-то закрепить. Обычно крепят за дерево, но нужно предвидеть вариант того, что деревьев по близости не будет. Вот тогда Вам и потребуется лопата, которую не жалко. Очень может быть, что с её помощью получится закрепить второй конец троса.
Теперь о том, где крепить лебедку. Её крепят или спереди, или сзади. У каждого места свои плюсы и недостатки, сторонники и противники. В одной ситуации лебедка нужна спереди, в другой сзади. Поэтому те, у кого есть возможность, устанавливают её и там и там. А где поставите Вы? Если Вы любите просто соваться в труднопроходимые места «до предела», то, наверное, лучше крепить её сзади, чтобы иметь возможность вернуться назад, а вот если Вам всегда нужно доехать до точки назначения, то нужно крепить лебедку вперед, чтобы она тянула машину за собой.
Так же Вам пригодится что-то такое, что можно засунуть под колеса. Например, два рулона сетки рабицы 40х150 см. Обычно покупают «двадцатку» (т.е. с размером ячейки 20 на 20 мм), размером близким к указанному, так как больше-то и не требуется обычно, но в зависимости от машины и возможностей рулон можно делать как больше, так и меньше. Слишком широкая сетка тоже ни к чему, а вот дополнительная длина не повредит.
Помимо всего этого Вам нужно быть всегда готовым к тому, что машина застрянет. Если есть возможность потренироваться освобождать застрявшую машину, то не упускайте такой шанс, поскольку лучший учитель – это практика.