Без особого труда в Интернете можно найти информацию о том, как выбраться из той или иной аварийной ситуации, как спасти положение и т.п., но очень мало информации о том, что делать тогда, когда столкновение уже неизбежно. Все говорят о том, что самый опасный удар – лобовое столкновение, но на самом деле самый опасный удар боковой. При любом другом столкновении у кузова есть достаточно большая зона для деформации, а при боковом ударе её нет. Так же при них практически бесполезны все остальные средства защиты, поскольку для нормальной работы всех этих средств просто нет места.
Но и при таком типе удара можно постараться свести к минимуму все неблагоприятные последствия. Первым правилом будет никогда не держаться за двери и ручки на потолке, так как они обязательно деформируются и Ваши руку будут повреждены. Лучше всего упереться во что-то перед собой (для задних пассажиров это передние сиденья, для переднего пассажира – приборная доска, а для водителя руль). Прижмите подбородок к груди, закройте глаза и подожмите ноги (но не подгибайте их под себя!). С первого раза это не получится, поэтому потренируйтесь, чтобы в случае необходимости Вы успели принять такое положение.
В принципе, боковых ударов можно вообще избежать, если элементарно соблюдать правила дорожного движения. Например, не нужно пытаться проскакивать перекресток на желтый, стартовать на красный, превышать скорость и т.п. В любой ситуации будьте готовы к тому, что Вы можете попасть в аварию, тогда Ваши действия будут намного обдуманнее.
Если же Вы уже практически попали в аварию и столкновение неизбежно, то можно попытаться как-то смягчить его. Первое, что нужно сделать, это увести салон от столкновения. Хотя бы на чуть-чуть. Жмите на газ или давите на тормоз, выкручивайте руль или дергайте ручник для заноса, лишь бы подставить багажник или капот. Конечно, иногда это сделать трудно, но, тем не менее, не отчаивайтесь и пробуйте сделать это, так как только Вы сможете помочь себе. Но при любом таком маневре помните, что рядом может быть остановка общественного транспорта или просто тротуар, где стоят пешеходы, которые вообще ничем не защищены от происходящего. Так же на обочине могут быть столбы, отбойники и другие предметы, которые будут представлять серьезную опасность для Вас и эта опасность может быть намного больше, нежели столкновение с тем автомобилем, от которого Вы уходите. Обычно у водителя до аварии есть 3-5 секунд для того, чтобы понять, что авария вот-вот произойдет и 1-2 секунды на то, чтобы окончательно убедиться в том, что она уже неизбежна. Пускай водитель будет реагировать 1 секунду, тогда первый временной интервал сократиться до 2-4 секунд, а второй до одной секунды. Вы думаете, что это мало? При разрешенной в городской черте скорости 60 километров в час за 1 секунду автомобиль проедет что-то около 13 метров, соответственно два автомобиля проедут целых 26 метров!
26 метров – это достаточно большое расстояние для того, чтобы успеть что-то предпринять, например, попытаться остановиться, уйти на обочину или, на худой конец, подставить ту часть автомобиля, где нет пассажиров (багажник и капот, а если Вы едете один, то еще и другой бок автомобиля).
В спокойной обстановке кажется, что из любой ситуации всегда можно придумать выход по ходу дела, но в случае какой-либо серьезной ситуации на дороге времени на обдумывание просто не будет, поэтому Вам нужно хорошенько обдумать несколько неприятных ситуаций, которые могут возникнуть в пути, чтобы всегда выходить из них без лишних потерь. Так же можно многое сделать для того, чтобы снизить любые риски и, в первую очередь, это относится к пристегиванию ремнями безопасности. Если в машине все будут пристегнуты, то никто не будет летать по салону и вылетать через окна. Если все предметы в салоне будут закреплены, то они не создадут опасности для окружающих и т.п. А твердая уверенность в том, что жизнь бесценная и второй шанс может не выпасть, сделает куда больше, чем все вышеперечисленное.