Безопасное движение начинается не в тот момент, когда Вы чувствуете себя асом, а еще тогда, когда Вы просто читаете о том, как нужно выходить из опасных ситуаций и чего можно ждать в дороге. Нужно сказать, что в дороге можно ждать много чего, поэтому лучше быть заранее готовым к различным неприятностям, поскольку преодолеть их будет легче.
Безопасное вождение автомобиля начинается тогда, когда Вы его выбираете. Кому-то покажется странно, но при выборе цвета нужно учитывать еще и то, что Вы можете ездить в темное время суток, когда автомобили черного цвета практически не видно. Ночью хорошо видно автомобили белого цвета, но существует опасность того, что их будет незаметно в яркий день или зимой (не будем кривить душой, все знаю о том, что большинство справок на права покупается). Днем же лучше всего видно красные, желтые, оранжевые и ярко-зеленые автомобили. Цвет автомобиля – это не панацея, поэтому лучше ориентироваться на тот цвет, который Вам нравится. А вот на длину капота ориентироваться можно, ведь недаром длину капота очень часто называют «расстояние жизни». Думаю, Вы понимаете, что в случае лобового столкновения или врезания в препятствие сначала начинает сминаться капот. Так же желательно обратить внимание на то, чтобы бензобак, который может сдетонировать при аварии, находился как можно дальше от водителя и пассажиров. В большинстве машин он находится под полом багажника, но бывают и исключения.
Теперь давайте перейдем к самому безопасному управлению автомобилем. Положа руку на сердце ответьте: когда Вы последний раз ездили не нарушая правил? Не помните, что вполне логично. Даже если нарушение очень мелкое, это все равно это нарушения. У кого-то нарушения меньше, у кого-то больше, но они есть у большинства водителей. А из учета того, что многие особо и не стремятся соблюдать правила, и пешеходам, и водителям следует вспомнить очень важно правило «ДДД» или «Правило трех «Д» (дай дорогу дураку). Пускай, это и не всегда удобно, зато предотвратит множество глупных неприятностей.
Управление автомобилем начинается с правильного положения рук на руле, которым является положение «без пятнадцати три» (мысленно рассеките руль на 4 части и держите руки по середине верхних частей). Большие пальцы должны обхватывать руль, как будто Вы собираетесь повиснуть на нем. Ни при каких обстоятельствах нельзя смотреть на тех, кто любит понтоваться и все показывать свое «мастерство», держа руль двумя пальчиками. При мне на кочках и ямках руль выбивало из рук у профессиональных водителей с 20-ти летним стажем, хотя руль они держали правильно и крепко. Если Вы будете держать руль двумя пальцами, то достаточно скоро в полной мере узнаете значение выражения «сделать уши».
При прохождении поворота старайтесь пройти его по максимальному радиусу, но при этом не выбивайтесь из своей полосы и помните о том, что на дороге Вы не один. Правильным вариантом прохождения поворота является вход в поворот по большой дуге, которая выпрямляется ближе к центру и выход из поворота происходит практически по прямой. Если машина идет неуверенно, то можно прибавить немного газу, чтобы увеличилось сцепление ведущих колес с дорогой.
Когда Вы переключаете передачу, левую руку из середины правой верхней четверти руля следует передвигать на верхнюю точку для того, чтобы иметь возможность мгновенно повернуть руль в сторону, если на дороге возникнет препятствие. Ни в коем случае не переключайте передачи при прохождении поворотов и проезде железнодорожных путей, поскольку после переключения передача может не включиться, либо, что еще хуже, может заклинить колеса.
При торможении никогда не следует допускать полной блокировки колес, поскольку это может привести если не к заносу, то хотя бы к увеличению тормозного пути в полтора раза. Если Вы перестарались с нажатием на педаль тормоза, то тут же отпускайте её на короткое время, чтобы колеса снова разблокировались. Помните о том, что чем медленнее машина едет, тем больше нужно отпускать педаль тормоза, поскольку чем медленнее крутятся колеса, тем меньшее усилие нужно для их блокировки. Если Вам нужно резко затормозить, то вспомните о том, что при торможении Вас прижмет к рулю, поэтому сразу натянете ремень, иначе в тот момент, когда Вас начнет прижимать к рулю, Вы инстинктивно упретесь ногой в педаль тормоза, что еще больше усугубит ситуацию.
При движении в любом месте соблюдайте дистанцию минимум в две секунды, а лучше в четыре. Не считайте, сколько это будет по метрам, считайте по тому, чтобы Вы успели среагировать, а так же успел среагировать тот, кто едет за Вами. Конечно, о себе он должен позаботиться сам, но не нужно искушать судьбу, поэтому лучше оставьте приличный запас для того, чтобы вовремя остановиться. Всегда ориентируйтесь не только на разметку или другие автомобили, а на некую точку, в которой Вы предполагаете оказаться через несколько секунд. Постоянно просчитывайте свое движение минимум на 12 секунд. Почему? Все просто: для того, чтобы остановиться, Вам потребуется от 3-х до 6-ти секунд, значит в лучшем варианте столько же времени потребуется водителю встречного автомобиля, чтобы успеть остановиться. Так же никогда не задерживайте взгляд в одной точке, поскольку за одну секунду, которая требуется для перевода взгляда из одного крайнего положение в другое и осознания происходящего. За это время при скорости 60 км/ч машина проедет ~17 метров, а при скорости 80 км/ч 22,2 метра. Но при этом не забывайте смотреть по сторонам и в зеркала заднего вида, так как опасная ситуация может начать развиваться не только прямо по курсу, а сбоку (может даже за пределами дороги) или сзади, при этом Вы будете абсолютно беззащитны, так как даже не будете видеть её.
Помните, что для того, чтобы объехать препятствие, нужно расстояние вдвое меньше того, которое нужно для торможения перед этим же препятствием. Хотя всегда хочется затормозить, но иногда лучше и безопаснее будет объехать.
Езда в темное время суток требует от водителя предельной концентрации, поскольку в это время не только хуже видимость, но еще и хочется спать. Если Вам кажется, что зрение теряет остроту, то выпейте кофе или поешьте сладкого. Никогда не пытайтесь смотреть на встречный автомобиль (напрямую или через зеркала), так как практически сразу будете ослеплены его фарами. Если же это произошло, то вкючайте аварийную остановку и начинайте плавно тормозить, не пытаясь перестроиться. Когда зрение вернется, то аккуратно съезжайте на обочину и немного постойте.
Если в пути нужно преодолеть водную преграду, то никогда не въезжайте в неё с разгоны, поскольку, во-первых, волна может залить двигатель, а, во-вторых, вода может скрывать яму или острый предмет. Проезжая её всегда давите на газ, чтобы вода не залила глушитель. Если Вам нужно преодолеть замерзшую водную преграду по льду, то обязательно высадите всех пассажиров, отстегните ремень безопасности, откройте дверь и будьте готовы выпрыгивать из машины. Если Вы услышали треск льда или увидели на нем воду, то не прыгайте сразу из машины, а жмите газ до упора. Возможно, что Вы успеете выехать, но если Вы поняли, что не успеваете, то не думая о машине выпрыгивайте из неё и откатывайтесь по льду как можно дальше. Кстати, для переправы по льду машины весом до 2-х тонн нужен лед толщиной не менее 15 см, а потом +5 см на каждую тонну веса.
Если Вы начали переезжать железнодорожный переезд и у Вас неожиданно заглох автомобиль, а в салоне никого кроме Вас нет, то немедленно отстегивайтесь, смотрите по сторонам и включайте аварийную остановку. Не нужно вылезать из машины и просить подтолкнуть, включайте первую передачу и уезжайте с переезда на стартере. Если не получится, то срочно просите подтолкнуть (не буксировать, а срочно вытолкнуть её с переезда) или включайте первую передачу и передвигайте автомобиль с помощью вращения заводной рукоятки.
Если Вы едете в горы, то на высоте более 2000 метров над уровнем моря нужно отрегулировать зажигание с целью выставить большее опережение, поскольку в горах воздух более разрежен. На спусках тормозите всегда двигателем, поскольку длительное торможение может привести к закипанию тормозной жидкости или отказу тормозов. Не задерживайтесь, чтобы полюбоваться на красоты, особенно в тех местах, где видны следы селей, овраги или ручьи. А выезжая в горы всегда имейте при себе запас еды на пару дней, поскольку в горах может быть всякое.
И, на последок, давайте поговорим об опасностях на дороге. Как Вы уже знаете, в луже может быть яма или острый предмет, опавшие листья превращают дорогу в каток, а другие автомобили могут Вас ослепить. Если навстречу едет транспортное средство (ТС) с одной фарой, то, вероятно, это не мотоциклист, а у машины не работает одна фара, имейте это в виду. Старайтесь не прижиматься к машинам с грузами на крыше и грузовикам, поскольку на поворотах и подъемах этот груз может сорваться с креплений и полететь прямо на Вас.
Никогда не садитесь за руль в плохом настроении и, тем более, не выясняйте отношения за рулем. Независимо от настроения делайте себе каждые два часа перерыв на 5-10 минут. Особенно он нужен тогда, когда Вам кажется, что Вы совсем не устали. Отсутствие усталости – это первый признак того, что организм работает на «автопилоте».
Если Вы услышали хлопок или руль повело, то, значит, у Вас лопнула шина. Держите его как можно крепче и начинайте медленно тормозить.
Если руль неожиданно начал крутиться без реакции со стороны автомобиля, то Вы без рулевого управления. Включайте аварийку и начинайте плавно тормозить, чтобы не вызвать занос, но будьте готовы к перевороту.
Если отказали тормоза, то максимально снижайте скорость при помощи торможения двигателем и только после этого пользуйтесь ручником, так как на большой скорости его сорвет.
Если на ходу отвалилось колесо или сломалась подвеска, то тут же вспоминайте о том, что машина находится на грани переворота. Начинайте очень плавно тормозить, избегая бордюров, ям и лежачих полицейский. Одного касания об них достаточно, чтобы машина перевернулась.
Пожар в автомобиле обычно начинается в моторном отсеке, но при тушении пожара стоит помнить о том, что взрываться будет не двигатель, а бензобак, поэтому если Вы поняли, что не можете потушить автомобиль, то отходите как можно дальше от бензобака. Перед тем, как тушить любой пожар, нужно заглушить двигатель. Если Вы выключили зажигание, а двигатель не глохнет, то включайте повышенную передачу и пробуйте тронуться с места – тогда он точно заглохнет.
Если все-таки все идет к столкновению, то помните о том, что лобовое столкновение – самое опасное, но удар в бок – это гарантированный летальный исход, когда в лобовом столкновении можно еще и выжить. Именно тогда длинный капот должен сыграть свою роль и принять на себя удар. Если Вам придется врезаться в кого-то, то старайтесь не попасть в топливный бак, а так же не подставьте бок своего автомобиля другим.