Со временем приходит опыт и, что немаловажно, накапливаются практические знания о том, что делать можно, а чего делать нельзя. Очень хорошо, если у Вас есть знакомый автомобилист, который с удовольствием расскажет Вам какие-нибудь секреты, но даже то, что будет рассказывать он, не поможет Вам защититься от всего. Многие вещи, которые обязательно знать каждому автомобилисту, ему никто и никогда не скажет, поскольку для водителей с большим стажем вождения автомобилей такие вещи являются более чем очевидными и им даже не приходит в голову, что кто-то может не знать этого. К сожалению, сами начинающие автомобилисты не всегда задумываются об этих очевидных вещах, что очень часто приводит к различным неприятностям.
Сейчас практически на все автомобили устанавливают генераторы не постоянного, а переменного тока, которые требуют более бережного отношения, чем генераторы постоянного тока. Если исправность генератора постоянного тока многие всегда проверяли (и проверяют) «на искру», т.е. замыкая клемы генератора, то при попытке проверить таким способом работу генератора переменного тока Вы точно получите неработающий генератор, поскольку даже кратковременное замыкание клемм генератора выведет из стоя выпрямительные диоды.
Если Вы отсоединяли положительную клемму от автомобильного электрооборудования, то перед запуском двигателя обязательно проверьте то, прикрепили Вы её назад или нет. Если Вы забудете прикрепить её, то на диодный мост будет поступать очень опасное для него напряжение, которое, вероятно, выведет его из строя. А если Вы решили подварить автомобиль, но не забудьте уже отсоединить клемы генератора от электрооборудования по той же самой причине. Из-за перепада напряжения, которое будет вызывать сварочный ток, генератор может выйти из строя.
При использовании автомобиля зимой (да и летом делать это не рекомендуется) некоторые автолюбители любят ставить автомобиль как можно ближе к дому, чтобы было близко идти. Лишь немногие задумываются о том, что сосулька или даже прессованный снег, которые «чудесным» образом могут полететь с крыши дома в направлении Вашего автомобиля проломят ему крышу.
С крыши самого автомобиля нужно регулярно счищать снег, поскольку за время поездки он может подтаять и при резком торможении снежная масса сорвется с крыши и переползет на лобовое стекло и капот, закрыв собой видимость. А после поезди не нужно очень сильно затягивать ручной тормоз, особенно в сильные морозы, так как тормозные колодки и барабаны могут примерзнуть друг к другу, и перед тем, как начать движение, Вам придется отогревать их друг от друга.
Про консервацию автомобиля на зиму сказано очень много и существуют огромные инструкции по консервации автомобилей, которые затрагивают каждый пункт, но на деле очень много пунктов из таких инструкция являются лишними и бессмысленными, так как действия, которые они предлагают совершить, особой роли играть не будут, но не все водители будут их выполнять. Верее сказать, подавляющее большинство водителей не будет выполнять предписания этих инструкций. Так, например, некоторые инструкции рекомендуют одевать на рулевое колесо и сиденья специальных чехлы, но смысла в этом нет, так как за зиму они вряд ли испортятся. Другие инструкции предписывают оборачивать карданные шарниры промасленной бумагой и сливать все масло из агрегатов, но на деле во всем этом нет необходимости. Такие инструкции только навредят, поскольку водитель может начать метаться между всеми пунктами и, в результате, вообще ничего не успеет сделать.
На деле все операции, которые рекомендуется выполнять для того, чтобы автомобиль успешно перенес зиму в гараже, вполне естественны и логичны. Любое большое дело рекомендуется начинать с уборки, поэтому Вам необходимо тщательно вымыть весь автомобиль (выражение весь автомобиль так же включает в себя днище и салон), высушить его, после чего найти и пометить все наружные места коррозии, которые Вы отыщите. После этого зачистите, обезжирьте, загрунтуйте и покрасьте эти участки. В болты и гайки можно обработать маслом чтобы они не приржавели, а поверх их нанести тонкий слой солидола, которые не даст им подвергнуться коррозии. Хромированные части автомобиля нужно протереть минеральным маслом (для этого лучше всего подходит веретенное масло) или специальным раствором (в 500мл неэтилированного бензина нужно растворить 100г строительного битума). Оставшиеся участки кузова нужно обработать каким-нибудь автоконсервантом или воском.
После того, как Вы это сделали, нужно разгрузить основные узлы двигателя. Приподнимите автомобиль на подставки, чтобы разгрузить подвеску и шины, а давление в шинах немного сбросьте, чтобы они были накачаны не так сильно, как должны быть. Но и не выпускайте слишком много воздуха, иначе камеры слипнутся. Ослабьте ремень вентилятора и спустите воду из системы охлаждения (если в системе охлаждения только Тосол, то сливать его нет необходимости). После того, как Вы сделали это, снимите воздухоочиститель с карбюратора и заткните отверстие промасленной тряпкой, после чего такой же тряпкой заткните выхлопную трубу. Это не даст коррозионным газам разрушать внутренние детали двигателя, так как за время простоя более чем вероятно начнется коррозия внутренних частей двигателя. В некоторых инструкциях по консервации автомобилей Вы можете найти пункт о том, что нужно залить масло в цилиндры, чтобы предотвратить их коррозию, но на деле в этом нет никакого смысла, поскольку цилиндры настолько отполированные поршневыми кольцами, что вряд ли они начнут ржаветь в обозримом будущем.
Поскольку Вы приподнимите машину, то стояночный тормоз затягивать необязательно, а, вернее сказать, нежелательно, поскольку за зиму под действием влаги и времени колодки могут настолько сильно приржаветь к барабанам, что весной Вам придется очень много трудиться только для того, чтобы оторвать их от барабана.
Теперь займемся Вашей аккумуляторной батареей (АКБ). Если она работает меньше двух лет и исправна, то можно просто снять с неё клеммы, а если она старше двух лет или её состояние ниже среднего, то желательно унести её из гаража в отапливаемое помещение, чтобы за зиму электролит не замерз в ней.
Если Вы оставляете машину в гараже, то рекомендуется немного приоткрыть крышку багажника и дверцы автомобиля, чтобы резиновые уплотнители не смялись за зиму. Если у Вас нет возможности оставить автомобиль в гараже, то делать этого не следует, так как оставление дверей даже немного приоткрытыми принесет больше вреда, чем пользы. На открытой площадке так же нужно накрыть автомобиль непромокаемым тентом или пленкой, а сам тент поднять над ним на небольших распорках, чтобы он не соприкасался с кузовом. Если он будет соприкасаться с кузовом, то очень велика вероятность того, что в местах соприкосновения тента и кузова сначала появятся белые пятна, а потом начнется коррозия.
Достаточно часто требуется прикрепить лист бумаги к лобовому или заднему стеклу (всех чаще это талон техосмотра, транзитные номера или пропуск), но иногда это очень сложно сделать, ведь хочется, чтобы этот листок занимал как можно меньше места и при этом не отклеивался и особо не выделялся. Но приклеить листок бумаги к стеклу автомобиля – это еще полбеды, потом потребуется его оторвать, а ведь приклеивали так, чтобы это сделать было очень тяжело! Универсального средства тут нет, но все автолюбители и профессионалы рекомендуют для этих целей использовать обыкновенный клей ПВА. Не прозрачный канцелярский клей, а белый ПВА. Не пугайтесь того, что сам клей белый, т.к. когда он засохнет, то пленка, в которую он превратиться, будет практически прозрачной и не будет выделяться на общем фоне, а при необходимости снять листок со стекла это будет очень легко сделать с помощью теплой воды.
Большинство водителей считает использование специальной автохимии для очистки стекол в летний период времени неоправданным, так как это вызывает определенные финансовые издержки. Но не все знают о том, что можно лить на стекло литры воды, но жирные пятна не отмоются без химических средств. Для того, чтобы отмывать их без проблем и особых затрат, доливайте в бачок омывателя немного автошампуня, который ототрет со стекла большинство пятен.
Одной из самых распространенных ремонтных операций является замена колеса, но очень многие водители с трудом представляют, как это сделать, поэтому их очень часто можно заметить по вывороченным домкратным гнездам, мятым порогам, поцарапанным колесным аркам и дверям. Это в лучшем случае, а в худшем страдают и люди. Итак, что нужно сделать для того, чтобы безопасно заменить колесо. Сначала нужно выбрать место, где Вы будете это делать, с таким расчетом, чтобы Вас не могла задеть машина, которая будет проезжать. Идеальным местом является транспортный карман, но если у Вас нет возможности заехать в него, то прижмитесь как можно ближе к краю обочины, чтобы минимизировать риск попадания под автомобиль. Если места на обочине нет, то прижимайтесь как можно ближе к краю проезжей части, включайте аварийную остановку и выставляйте знак аварийной остановки.
После того, как Вы остановились, заглушите двигатель, поставьте машину на ручной тормоз и включите первую передачу. Под колеса поставьте противооткатные упоры, а если их нет, то сойдут кирпичи или доски достаточной высоты. Их нужно не приставить к колесу, а немного забить их под него (вполне достаточно несколько раз легонько пнуть ногой), иначе они не смогут удержать машину. После этого можно готовить все инструменты. Обычно сначала достают запаску, и тут случается первая ошибка, поскольку многие прислоняют запаску к машине. Запасное колесо нужно положить как можно ближе к тому месту, где Вы будете менять колесо, но никак не прислонять его к машине. После этого ослабьте гайки крепления колеса, приподнимите автомобиль домкратом (без фанатизма, чтобы колесо просто не касалось земли), открутите гайки, поменяйте колеса, закрутите все гайки (насколько, насколько хватит сил до того, как машина начнет шататься), а после того, как опустите машину, можно затянуть их еще сильнее. После этого можно все убирать и продолжать движение.
У любого автомобиля есть запасной комплект ключей, которые нужно где-то хранить. И вот тут мнения расходятся. Безусловно, что запасные ключи нельзя хранить в салоне/багажнике, так как в случае утери основных ключей Вы не сможете достать запасные, а вот где именно их хранить – тут нужно думать. Классическим вариантом хранения запасных ключей является квартира, но если Вы потеряете их где-то в поезде, то это будет очень неприятно. Менее распространенным, но от того еще более интересным, является хранение ключей в потайном месте в автомобиле. Ключи упаковывают в небольшой пластиковый контейнер или полиэтиленовую пленку, после чего прячут за облицовкой радиатора, в полости бампера и в иных потайных местах. Это очень удобно в плане того, что Вы можете потерять ключи далеко от дома, а запасные будут с Вами, но очень рискованно в плане их потери или нахождения третьими лицами, поэтому запасные ключи лучше хранить у себя дома. Если Вы едете в дальнюю поездку с кем-то, то можно отдать их этому человеку, так как шанс того, что два человека одновременно потеряют ключи, минимален.
Если у Вас есть немного свободного времени (обычно это не занимает более пяти минут в день), то рекомендуется вести технический дневник автомобиля, в который нужно заносить информацию о замененных деталях, пройденном расстоянии, израсходованном бензине, израсходованном масле и т.п. Этот дневник может пригодиться для того, чтобы отслеживать проблемные детали автомобиля, так как будет очень легко выявить любую неисправность или проблемное место. В случае, если Вы будете продавать автомобиль, это будет дополнительным плюсом, поскольку потенциальный покупатель будет знать, что Вы заботились об автомобиле.
Самым последним советом будет рекомендация завести личную карточку водителя. Все мы надеемся на хорошее, но в жизни может быть разное, поэтому не будет лишним завести такую карточку, особенно если у Вас есть какие-то заболевания. Напишите на ней свои ФИО, домашний адрес, данные о паспорте и телефоны, по которым можно сообщить близким о несчастном случае. Если у Вас есть специфические заболевания (эпилепсия, диабет и т.п.), то укажите, что нужно делать в случае приступа.