У автогонщиков есть шутка о том, что они войдут в любой поворот на любой скорости, но ничего не знают о том, выйдут ли из него.
Чтобы эта шутка не стала констатацией печального факта у них есть штурманы, которые рассказывают им о том, куда повернет дорога через несколько секунд, какое там будет покрытие и какие будут препятствия. В автогонках профессионализм штурмана влияет на победу не меньше, чем профессионализм водителя, так как очень часто водитель едет «вслепую», так как о том, что его ждет дальше, он знает только со слов штурмана.
В обычной жизни у водителей нет штурманов, поэтому каждый водитель должен исполнять для себя еще и роль штурмана. Если Вы знает дорогу, то это очень хорошо, а если едете по ней впервые, то нужно быть готовым к любым неожиданностям. Для того чтобы достойно их преодолевать, Вы должны научиться «читать» дорогу, чтобы хотя бы примерно определять, что же ждет Вас дальше.
Большинство вещей более чем очевидны, поэтому о том, что за подъемом может быть спуск, может догадаться любой водитель. Значит при движении в горку нужно быть готовым как к тому, что за ней будет ровная дорога, так и к тому, что сразу за горкой начнется крутой спуск по дуге, да еще и с ямами на проезжей части. Частично об этом можно узнать наблюдая за тем, как растут деревья на этом участке дороги, как идет линия электропередач и, самое главное, как едут другие водители. Если Вы сможете хотя бы примерно знать о том, что ждет Вас за тем или иным поворотом, не стоит очень радоваться этому, так как ваши ощущения могут быть ошибочными и вместо спуска за подъемом окажется новый, еще более крутой подъем или дорога резко повернет в сторону и перепрыгнет речку по узкому мосту в две полосы.
Если Вы не знаете, что будет за поворотом, то самым верным решением будет сброс скорости, до такой, на которой Вы точно сможете среагировать на любое препятствие, будь то поворот или выскочившее из леса на дорогу животное. В самых крайних случаях снижайте скорость до 40 километров в час – на этой скорости Вы точно успеете среагировать на любое препятствие и остановиться, но помните о том, что за Вами могут ехать другие машины, водители которых не готовы к тому, что летя на скорости 150 км/ч в горку на её вершине Вы сбросите скорость до 40.
Если Вы едете ночью, то необходимо еще больше собраться, так как ночная езда изматывает даже профессионалов. Первым и самым важным правилом будет выспаться. Если Вы не выспались, то можете в любой момент отключиться, что приведет к страшным последствиям. Если в процессе движения Вы понимаете, что хотите спать, то лучше остановиться у любого кафе, магазина, автосервиса или поста ДПС, но если их нет, то только в глубине специального транспортного кармана и ни в коем случае не выключать габаритные огни. Если Вы остановитесь на обочине, то можете стать жертвой того, кто заснул за рулем.
Если у Вас всех хорошо и спать не хочется, то все равно не разгоняйтесь и время от времени переключайте свет фар с дальнего на ближний, чтобы не терять концентрацию. При разъезде со встречным автомобилем так же не забывайте переключаться на ближний свет и помните о том, что в течении нескольких секунд Вы будете двигаться вслепую, поэтому перед разъездом старайтесь занять центр полосы, чтобы случайно не уехать в кювет или на встречную полосу.
Всегда держите фары включенными, даже когда дорога хорошо освещена. При движении по абсолютно любой дороге свет фар всегда будет отражаться от дороги, поэтому если он перестает отражаться, то это первый признак того, что его поглощает стоящая у обочины фура, трактор, здание, забор или остановка. Соберитесь и обязательно сбавьте скорость, чтобы быть готовым объехать не только невидимое препятствие, но еще и то, что может из-за него появиться. Например, другое препятствие или человек.
Если Вы двигаетесь в тумане, то старайтесь придерживаться разметки, так как она позволит Вам видеть направление дороги. Ни в коем случае не гоните, так как туман может быть настолько сильным, что уже через 5 метров ничего не будет видно, т.е. Вы на самом деле поедете вслепую. Естественно, что Вы должны включить габаритные огни, ближний свет и противотуманные фары (если они есть). А вот дальний свет фар включать не следует, так как их свет будет отражаться от влаги, которая содержится в тумане, и видимость только ухудшится.