Какое-то время назад у автолюбителей была распространенная практика ездить только тогда, когда на улице нет снег, но со временем она все больше и больше уходит в прошлое, ведь ритм жизни все увеличивается и увеличивается, люди постоянно торопятся и без машины им просто никуда не успеть. Одна из главных причин, по которой люди так не любят ездить зимой, это тотальное обледенение всего, что только может обледенеть и, как следствие, увеличение вероятности заноса и ДТП. Но если Вы не ездите зимой, то теряете драгоценный опыт, который рано или поздно пригодиться, поэтому чем раньше Вы научитесь уверенно держаться на обледенелой дороге, тем лучше же будет для Вас.
Как Вы знаете, одним из самых главных элементов автомобиля являются шины, которые и удерживают автомобиль на дороге. Все автолюбители постоянно спорят о том, стоит или не стоит ездить в морозы, но не все знают о том, что как раз в морозы-то управляемость и лучше, поскольку сам лед достаточно хорошо удерживает машину и часто Вы можете даже не замечать того, что едете по льду, а скольжение на льду вызывает тонкий слой воды, который образуется в результате подтаивания льда.
Для начала нужно запомнить, что идеальной зимней резины не существует, поскольку одна и та же машина всегда будет по разному вести себя на шершавом, гладком или ином типе льда. Лучше всего шины зацепляются за шершавый лед, хуже за гладкий, а за бугристый вообще плохо. Из этого следует, что чем больше пятно контакта – тем лучше, значит сразу можно забыть про «крутую» зимнюю резину с огромным рисунком протектора. Для того, чтобы уверенно двигаться по льду, Вам потребуется резина с очень мелким и насыщенным рисунком протектора, который одновременно будет иметь большую площадь контакта и множество «зазубрин» которые будут цепляться за лед. Эластичные радиальный шины позволят достичь коэффициента сцепления 0,15-0,2 при нормальном движении, который уменьшиться в два раза в случае, если шина начнет скользить по льду.
Самое лучшее сцепление со льдом колесо дает в тот момент, когда оно находится на грани блокировки, но если пережать на педаль и заблокировать колесо, то машина мгновенно потеряет управление и её занесет. Чтобы этого не происходило, нужно работать педалью тормоза на грани блокировки прерывистыми нажатиями с такой скоростью, чтобы стоп-сигналы горели так, как будто вы зажали и держите педаль тормоза. Если Вы будете работать педалью слишком медленно или постоянно отпускать её, то тормозной путь сильно увеличится, но если Вы еще недостаточно уверены в своих водительских качествах, то лучше останавливайтесь дольше, но не теряя контроля над автомобилем, ведь даже если Вы кого-то заденете из-за невозможности остановиться, то это будет намного лучше, нежели Вы полностью потеряете управление и никак не сможете повлиять на машину.
Для того чтобы водителям было легче тормозить на льду, в последние годы практически все иномарки и весь грузовой и пассажирский транспорт оборудованы антиблокировочной системой (АБС), которая не позволяет колесу блокироваться. В процессе движения компьютер 10-15 раз в секунду проверяет изменение угловой скорости колеса и если оно становится критическим, то он разблокирует колесо. Благодаря этому автомобиль не потеряет управляемость даже тогда, когда водитель испугается какого-либо препятствия и интуитивно зажмет педаль тормоза до упора. Конечно же, не стоит полностью уповать на неё, поскольку управляемость зависит не только от усилия, с которым автомобиль тормозит, а еще и от того, насколько хорошо сцепление колес с дорогой.
Если Вы не можете научиться уверенно тормозить на льду, то можно попробовать торможение двигателем. Наверное, Вы замечали, что если с третьей передачи переключиться на первую без торможения, то автомобиль сам замедлит движение, как будто кто-то ухватил его за задний бампер и пытается удержать. Такой толчок вызывается тем, что у каждой передачи есть какой-то скоростной предел, быстрее которого автомобиль на ней ехать уже не может. На сухом асфальте смысла в таком торможение нет, а на льду она может очень даже пригодиться. Чтобы начать тормозить двигателем нужно плавно отпустить педель газа, после чего выжать педаль сцепления, включить низшую передачу и плавно отпустить педаль сцепления, чтобы избежать толчка. Из-за этого автомобиль увеличит обороты и начнет плавно сбавлять скорость, а если такое торможение будет недостаточным, то можно будет немного помочь автомобилю при помощи тормозов.
Торможение двигателем очень актуально на льду, так как вариант блокировки колеса полностью исключен, поэтому если Вы едете к светофору и понимаете, что не успеваете проскочить его на зеленый свет, то можно заблаговременно начать тормозить двигателем, чтобы случайно не улететь с дороги.
Выполняя любое торможение на льду Вам нужно быть полностью уверенным в двух простых вещах. О первом мы говорили всю статью – нельзя допускать блокировки колес. Второе правило является так же очевидным, но почему-то многие водители забывают о нем, чем невольно подставляют других участников движения. Еще в автошколе начинают учить о том, что перед выполнением любого маневра нужно убедиться в его безопасности, а при торможение это означат то, что перед тем, как начать тормозить, нужно убедиться в том, что следующий за Вами водитель будет иметь достаточно времени для того, чтобы безопасно затормозить и не врезаться в Вас. Если Вы слишком резко затормозите, то с большой вероятностью можно предположить, что тот, кто едет за Вами, предпочтет врезаться в Вас, нежели вылететь на тротуар или встречную полосу движения. Чтобы быть полностью уверенным в том, что Вы сможете остановиться вовремя при нештатной ситуации, при начале торможения расстояние до точки, в которой Вы собираетесь остановиться, ложно равняться двукратной скорости движения. Иными словами, при движении со скоростью 60 км/ч нужно начинать тормозить за 120 метров до точки остановки.