Название «Jeep» давно стало нарицательным, обозначая автомобили повышенной проходимости. Но совсем не каждый представляет, что это еще и автомобильная марка, которая уже более 60 лет производит внедорожники.
Когда же зародился Jeep? Началось все еще в далеком 1938 году, когда руководство США решило найти замену традиционному мотоциклу с коляской. Первые чертежи нового автомобиля появились уже к 22 декабря 1939 года. Осуществляла разработку компания Willys Overland. Так было положено начало марке, которая впоследствии стала известна под именем «Джип». Он должен был стать лёгким, манёвренным и мощным автомобилем.
По окончанию войны компанией Willys Overland было принято решение приспособить разработку для гражданских нужд. Даже была подготовлена партия машин, получивших наименование CJ, сокращенное от Civilian Jeep, то есть «гражданский джип». Эта партия явилась основой для создания серийных моделей, первые из которых появились уже в 1945 году. «Гражданская» принадлежность автомобиля заключалась в наличии откидываемого заднего борта, дворников и крышки бензобака на заднем крыле. Планировалось разместить на капоте, задней дверце и раме стекла логотип Jeep. Но первые годы, пока шли судебные разбирательства с «Американ Бантам Кар» о праве пользоваться именем Jeep, автомобили оснащали логотипом Willys. В 1950 году компания отвоевала это имя, и 13 июня 1950 года Jeep был зарегистрирован в качестве торговой марки.
Компания Willys стала первой в автоиндустрии, предложив в 1946 году так называемый гражданский микроавтобус. Он был заднеприводной машиной, мог поместить до семи пассажиров, а максимальная скорость составляла 100 км/ч. Но это было не главным. Хочется отметить хорошую проходимость данной машины. А в 1949 году широкой публике был представлен полноприводный вариант, который можно по праву считать «дедушкой» современного Jeep Grand Cherokee. Так зародилась династия.
Дальнейшее совершенствование и развитие данной марки выразилось в появлении модели Station Wagon, которая представляла собой многоместный Jeep и выпускалась с 1951 по 1963 годы. На его основе был разработан первый Wagoneer, который, в свою очередь, стал прародителем известного нам современного внедорожника.
В 1953 году компания приобретает новое имя - Willys Motors. Но производство марки Jeep по-прежнему остается за ней. Единственное нововведение – это то, что компания начинает заниматься еще и производством легковых автомобилей.
Наиболее важными в истории марки Jeep можно назвать 1960-е годы. В это время происходит формирование рынка внедорожников (SUV). Начиная с 1950-х годов, компания вела исследования и разработку новых автомобилей с колёсной формулой 4×4. Первый плод появился в 1962 году и получил название Jeep Wagoneer (универсал). Он абсолютно отличался от производимых ранее моделей. Данный автомобиль относился к серии J и оснащался как полным, так и частичным приводом. 1954 год ознаменовался появлением пятой по счету версии гражданского внедорожника — CJ5. Он оказался настолько популярным, что продолжал выпускаться вплоть до 1983 года. Правда, в течение этого периода все же приходилось пересматривать двигатели, подвеску и трансмиссию.
Следует отметить, что еще в 1949 году серию «гражданских джипов» — CJ окрестили Universal («универсальными»). 2/4-дверный Wagoneer, имевший колесную базу 2,79 метра стал первым грузопассажирским автомобилем, оснащенным автоматической коробкой передач. Помимо присущего ему дизайна и комфорта легковой машины, он обладал замечательными внедорожными характеристиками. Впервые в индустрии произошло сочетание полного привода с «автоматом». Кроме этого, двигатель Wagoneer — «Tornado» являлся единственным в Америке силовым агрегатом с верхним распредвалом.
Через шесть месяцев после начала выпуска новой J-серии компания Willys Overland перестала существовать. Но она не исчезла полностью, а была переименована в Kaiser Jeep Corporation. Произошло это в 1963 году. Но случившиеся перемены не отразились на темпах производства. В том же году Wagoneer преобразовался, получив V6 «Vigiliante» с 250 лошадиными силами.
В декабре 1965 на суд широкой публике был представлен новый автомобиль, который притягивал восхищенные взоры покупателей на протяжении 11 месяцев. Это был Super Wagoneer. Он заключал в себе новый подход к рынку универсалов — машин, которые создавались специально для тех людей, которые могут оценить всю прелесть полного привода. Элегантный внешне, автомобиль имел традиционные для J-семейства характеристики всепроходимости. Через два года серия Jeep стала оснащаться автоматической коробкой «Гидроматик».
В конце 1960-х увидел свет новый двигатель серии «Донтлес», который имел уже 8 цилиндров. Им решили оснастить и серию J, которая включала Wagoneer и Super Wagoneer.
В начале 1970-х у марки Jeep в очередной раз меняется собственник. 5 февраля 1970 года American Motor Corporation (АМС) приобретает Kaiser Jeep Corporation за $70 миллионов.
Смена хозяина только положительно сказалась на положении марки на рынке. Jeep Wagoneer стал оснащаться самым большим в истории полноприводных универсалов двигателем V6 с одним распредвалом. В качестве опции предлагался также V8 собственного производства.
В 1973 году Wagoneer подвергся некоторым техническим усовершенствованиям. Заменили коробку передач на автоматическую «Quadro Track» с постоянной системой для полноприводной машины (с самоблокирующимся дифференциалом).
Через год модельный ряд обновился за счет добавления новинки под названием Cherokee. Новичок был представлен 2-дверной моделью. В 1976 году появляется седьмое поколение «гражданского джипа» — CJ7. В этом же году Америка праздновала свое 200-летие. В скором времени на свет появляется 4-дверный вариант Cherokee, который комплектовался стандартным V6. И хотя внешне он смахивал на Wagoneer, в дальнейшем переплюнул своего прародителя и стал самым популярным автомобилем в истории Jeep Motors.
В 1978 году компания запускает в производство ограниченную серию Wagoneer в модификации Limited, которая отличалась кожаным салоном, радио и большим количеством хромированных элементов.
В 1984 году появляется обновленный 2/4-дверный Cherokee, а также новая модель 4-дверного Wagoneer со слегка уменьшенными размерами. Он был на 53,3 см короче, 15 см уже, 10 см ниже и на 453 кг легче своего предшественника, представленного в 1963 году. Cherokee, в отличие от других автомобилей компакт-класса, оснащался четырьмя дверями, а также был оборудован двумя системами полного привода — CommandTrac и SelectTrac. Конкурентам понадобилось шесть лет, чтобы догнать Jeep в этом сегменте. Успех Cherokee был колоссален. В результате, он получил звание лучшего внедорожника 1984 года.
Все возрастающие потребности покупателей теперь требовали, помимо стандартных характеристик внедорожника, комфорта и функциональности легкового автомобиля. Jeep не заставил рынок томиться в долгом ожидании, и весной 1986 года появляется Wrangler. Механическая сторона Wrangler скорее напоминала Cherokee, чем CJ7. В новом джипе прекрасно совмещались комфорт, привлекательная внешность и традиционные достоинства семейства Jeep — выносливость и непревзойдённые способности езды по бездорожью.
5 августа 1987 года компания American Motor Corporation, выдерживавшая на протяжении многих лет удары судьбы, была вынуждена признать своё банкротство. Всё имущество было распродано, а Jeep приобрела корпорация Chrysler.
1990-е стали новой вехой в истории Jeep. 22 марта 1990 года выходит миллионный внедорожник серии «XJ» — ярко-красный Cherokee Limited. За годы производства Cherokee не только стал образцом внедорожника, но и самой популярной моделью корпорации Chrysler в Европе.
50-летие марки было отпраздновано выпуском новой версии Cherokee - PowerTechSix с 4-литровым мотором и мощностью 190 л.с. Он мог стать идеалом внедорожника. Но политика компания была направлена в несколько ином русле. В итоге, модель была названа «Grand Cherokee» и была направлена на обеспеченных покупателей, которые до этого имели представления о респектабельных и роскошных автомобилях только по маркам, импортируемым из-за рубежа. Таким образом, Jeep решил разбавить строгий мир внедорожников некоторой частью роскоши, чтобы привлечь к своей продукции не только фермеров Дикого Запада, но и обеспеченных людей.
Презентация новой модели прошла на Детройтском автосалоне 7 января 1992 года. В 1996-м модельном году у Grand Cherokee были существенно пересмотрены двигатель, шасси, электронные системы и интерьер. Что касается салона, то значительные изменения коснулись панели приборов. Все переключатели и кнопки были помещены ближе к водителю, тем самым улучшилась эргономика интерьера.
После модификации Grand Cherokee конструкторы Jeep взялись за обновление Wrangler, который происходил еще от славных Willys. Именно с них и началась история компании. Была поставлена задача создать Jeep Wrangler второго поколения.
На тот момент уже в течении 9 лет Wrangler собирался без серьезных изменений и занимал 50% рынка компактных внедорожников. Но, несмотря на хорошие позиции и тот факт, что в 1994 году было продано рекордное количество автомобилей Wrangler, компании было о чем задуматься. Поняв перспективность данного рынка, соперники выпустили множество разнообразных моделей.
Цели стояли те же, что и перед Grand Cherokee – сделать революцию во внедорожном мире. Правда, обстоятельства несколько отличались, так как Wrangler был прямым потомком оригинальной модели Jeep времён Второй Мировой войны. По всему миру его считали так называемой «американской иконой».
Этот автомобиль был уникален и сочетал традиции компании (jeepness — «джипость», как называли её американцы). Поэтому следующая серия должна была не только сохранить свою «джипость», но и остаться иконой американского «внедорожникостроения». Помимо этого, необходимо было поднять традиции на качественно новый уровень. Правда, имя должно было остаться тем же, так как Wrangler — это синоним «ковбоя».
Несомненно, Jeep является одной из известнейших марок в мире. В некоторых языках, в том числе и в русском, название марки стало нарицательным и применяется для обозначения транспортных средств повышенной проходимости.
Теперь компания Jeep продаёт свои автомобили в более чем ста странах. В Европе, например, представлены три модели — Wrangler, Cherokee и Grand Cherokee. Две последние составляют 18% европейского рынка внедорожников.