Протектором принято называть толстый резиновый слой, он располагается по короне покрышки и во время езды соприкасается с дорожным полотном при качении колес. Основное предназначение протектора заключается в обеспечении покрышкам максимальной износостойкости, придании хорошего сцепления с дорогой, ослаблении воздействия толчков и ударов на каркас автомобильной покрышки, частичном поглощении колебаний, причем в основном крутильных колебаний подвески и предохранение камеры и каркаса от любых механических повреждений (проколов, порезов, надрывов) и защиты от влаги.
При качении колес протектору приходится работать на двустороннее сжатие, сдвиг и растяжение. Указанные деформации протекторов имеют большую величину по сравнению с деформациями каркаса и брекера.
Протекторы покрышек обычно состоят из рельефного рисунка и подканавочного слоя. Что касается подканавочного слоя, то обычно он составляет от 20 до 40% толщины протектора покрышки. Если подканавочный слой будет излишне тонким, то это способствует увеличению деформации в первом слое каркаса нитей корда, растрескиванию протектора и снижению уровня прочности каркаса, особенно при сосредоточенных нагрузках. А вот если подканавочный слой будет слишком толстым, то это приведет к увеличению возможных гистерезисных потерь, ухудшению условий охлаждения резины, к перегреву и существенному расслаиванию шины. Довольно высокие рельефные рисунки протектора могут утяжелять покрышку и приведут к ее быстрому нагреву, а соответственно и расслаиванию, что увеличит момент инерции самого колеса и его уровень сопротивления качению. Самое интенсивное выделение тепла можно наблюдать при езде на высоких скоростях, тогда же и появляются дополнительные деформации, связанные с воздействием силы инерции. Обычно, колеса легковых автомобилей имеют толщину протектора в пределах 11-17 мм., при том покрышки грузовиков получили протектор толщиной от 14 до 32 мм, а вот арочные автопокрышки как правило имеют протекторы от 40 до 60 мм. Надо подчеркнуть, что ширина протектора должна равняться 70-80% ширины профиля автопокрышки.
Шины, устанавливаемые на транспортные средства, могут иметь самые разнообразные рисунки протектора. Если на покрышке рисунок с продольными канавками (ребрами), то такая резина позволяет добиться повышенного сцепления с дорогой в боковых направлениях, но на мокрых и скользких дорогах в продольных направлениях данные шины характеризуются недостаточным сцеплением. А вот резина, на которой рисунок протектора имеет поперечные канавки, позволяет добиваться противоположного результата. Учитывая данные особенности, на практике наибольшее применение получили те протекторы, на которых рисунок выполнен в виде и продольных и поперечных канавок одновременно.
Нужно подчеркнуть, что рисунок протектора обычно оказывает большое влияние на уровень износа резины, на коэффициент сопротивления качению колеса и на его сцепление с дорожным покрытием. Степень сцепления покрышки с дорогой эксперты оценивают коэффициентом сцепления. Соотношение действующего на участок (элемент) протектора продольного усилия в непосредственном контакте при нормальных нагрузках, характеризует собой напряжение этого участка (элемента) контакта. Вызванная нормальной нагрузкой напряженность в основном зависит от рисунка протектора, именно поэтому нужно выбирать шины с таким протектором, в контакте которого напряженность является минимальной.