На последнем заседании Государственной думы нынешнего состава была проделана большая работа. Прежде чем распуститься, депутаты одобрили поправки к закону об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Причем поправки были приняты настолько быстро во втором и третьем чтении, что невольно думаешь о том, что никаких преград не должно быть при утверждении этого документа Советом Федерации и президентом. В новой версии закона значительно упрощаются процедуры оформления документов и получения выплат при попадании граждан в ДТП, а также усиливается защита граждан, попавших в ДТП. Но радоваться пока рано, так как большинство норм вступит в силу с 1 марта будущего года. А некоторые еще позже.
Но не удивительно, что требуется столько времени на осуществление нововведений, так как изменения в законе носят глобальный характер. Например, для владельцев кабриолетов и дачников предусмотрена норма, согласно которой при наступлении весны они смогут застраховать автомобиль на три месяца. Это отличается от нынешнего минимального срока страхования по ОСАГО, который составляет 6 месяцев. Изменения коснулись также размеров выплат по ущербу. Существующая в настоящее время максимальная сумма выплат потерпевшим, равная 240 тысячам на всех и 160 тысячам на каждого, отменяется. В случае смерти потерпевшего сумма выплат составит 160 тысяч рублей, из которых 135 тысяч пойдет родственникам умершего, а 25 тысяч на погребение. В новой редакции закона имеется норма, которая борется с «нечистыми» страховщиками, которые любят оттягивать выплаты. Теперь увеличен с 15 до 30 дней срок рассмотрения документов. Но если по прошествии данного времени потерпевший не получит причитающуюся ему сумму, то страховщик обязан будет заплатить неустойку, равную 1/75 ставки рефинансирования ЦБ от страховой суммы за каждый день просрочки. Но как всегда все красиво лишь теоретически. В законе же сказано, что данная норма не является обязательной, а выступает как гражданско-правовая, то есть взыскать неустойку с компании-страховщика можно будет только через суд. Опять же не каждый захочется связываться с такими компаниями и проходить все судебные инстанции, что, естественно, на руку страховщикам. Но имеется и поправка, которая защищает и население. В законе оговорено, что сумма неустойки не включается в сумму самой выплаты, а должна выплачиваться только в дополнение к ней.
И нельзя не отметить долгожданную норму, согласно которой, начиная с 1 декабря 2008, в случае ДТП не будет необходимости вызывать инспектора ДПС (так называемый «европейский протокол»). Но это возможно будет при соблюдении ряда условий: в аварии присутствует не более двух застрахованных машин; причинен вред только имуществу; стороны пришли к согласию по поводу виновника ДТП и оцененный совместно ущерб не превышает 25 тысяч рублей. Если при дальнейшем выяснении окажется, что сумма ущерба превышает 25 тысяч, то потерпевший будет доплачивать разницу за свой счет.
Уже с июля следующего года вступит в силу норма, согласно которой будет работать система прямого урегулирования убытков, согласно которой потерпевшие смогут обращаться за возмещением убытков в свою собственную страховую компанию, а не в компанию виновника. Но для проведения взаиморасчетов между компаниями необходимо наличие единого клирингового центра, которого в реальности пока нет. Таким образом, после вступления в силу всех поправок значительно изменится ситуация на рынке автострахования. Произойдет увеличение выплат, поэтому страховые компании не в восторге, а соответствующей корректировкой тарифов пока и не «пахнет». Вообще, страховщики рассчитывали на то, что до выборов закон не успеют рассмотреть. Что касается дополнительных выплат, то они должны выплачиваться из резервных фондов, но не у всех компаний они есть. Так что, не исключается, что в следующем году число страховых компаний поубавится. Но изменения затронут и чиновников. В результате новой редакции закона потребуется смена правил страхования и тарифов, а также новых бланков страховых полисов. Да и нужно будет принять немало подзаконных актов. Успеют ли наши чиновники все это проделать? Совсем не обязательно. Поэтому, ни один аналитик не станет прогнозировать ситуацию на рынке автострахования в следующем году.